1. Молодая семья:
дифференциация от родительской семьи; » установление границ общения с друзьями и родственниками;
разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.
2. Семья с маленьким ребенком:
реорганизация семьи для выполнения новых задач;
поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
согласование личных и семейных целей.
Семья с ребенком-школьником:
перераспределение обязанностей;
проявление участия при наличии проблем с учебой;
распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
103
4. Семья с ребенком-подростком:
перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
изменение типа родительского поведения и ролей;
подготовка к уходу подростка из дома.
5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка:
сепарация ребенка от семьи;
корректный уход из дома;
поступление в колледж, на военную или иную службу.
6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:
пересмотр супружеских взаимоотношений;
пересмотр распределения обязанностей и времени;
адаптация к уходу на пенсию.
На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.
Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.
Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.
Стадия выкармливания длится примерно 2—3 года — до того момента, когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с потребностями малыша.
Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.
104
Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.
Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.
Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.
Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и наоборот.
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия 4
- Глава 2 жизненный цикл семьи 57
- Глава 3 проблемная семья 119
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия
- 1. Психологическое содержание понятия «семья»
- 2. Семья как пространство жизнедеятельности
- 3. Семья как социальный институт и малая группа
- 4. Функции семьи
- 5. Типы семей
- 6. Современные тенденции в развитии семьи
- 7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
- Глава 2 жизненный цикл семьи
- 1. Общие понятия
- 1. Молодая семья:
- 2. Этап добрачного ухаживания
- 3. Молодая семья
- 4. Семья с маленьким ребенком1
- 5. Зрелая семья
- 6.Семья со взрослыми детьми (уход детей из семьи)
- 7. Супружество в старости
- Глава 3 проблемная семья
- 1. Определение понятия «проблемная семья»
- 2. Семья с больным ребенком
- 3. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации
- 4. Семья - дисгармоничный союз.
- 5. Семья в разводе
- 6. Неполная семья
- 7. Семья алкоголиков
- 8. Повторный брак
- Глава 4 ребенок в семье. Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие ребенка
- 1. Типы семейного воспитания
- 2. Родительские директивы
- 3. Роли ребенка в семье
- 4. Материнская депривация
- 5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика
- 6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания
- Глава 5 психолого-педагогическая работа с семьей
- 1. Психолого-педагогическая работа с детьми
- 2. Психолого-педагогическая работа с родителями
- 3. Работа социального педагога с семьей
- Глава 6 основы семейного консультирования
- 1. Основные принципы консультирования семьи
- 2. Психодинамическая модель
- 3. Поведенческая модель
- 4. Системный подход
- Глава 7 диагностические техники определения проблемного поля семьи
- 1. Схема психологического анализа семьи как системы
- 2. Методы диагностики семейных отношений
- 3. Карта семьи