3. Роли ребенка в семье
Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:
ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;
ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;
242
ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли.
«Кумир» ('«мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия 4
- Глава 2 жизненный цикл семьи 57
- Глава 3 проблемная семья 119
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия
- 1. Психологическое содержание понятия «семья»
- 2. Семья как пространство жизнедеятельности
- 3. Семья как социальный институт и малая группа
- 4. Функции семьи
- 5. Типы семей
- 6. Современные тенденции в развитии семьи
- 7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
- Глава 2 жизненный цикл семьи
- 1. Общие понятия
- 1. Молодая семья:
- 2. Этап добрачного ухаживания
- 3. Молодая семья
- 4. Семья с маленьким ребенком1
- 5. Зрелая семья
- 6.Семья со взрослыми детьми (уход детей из семьи)
- 7. Супружество в старости
- Глава 3 проблемная семья
- 1. Определение понятия «проблемная семья»
- 2. Семья с больным ребенком
- 3. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации
- 4. Семья - дисгармоничный союз.
- 5. Семья в разводе
- 6. Неполная семья
- 7. Семья алкоголиков
- 8. Повторный брак
- Глава 4 ребенок в семье. Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие ребенка
- 1. Типы семейного воспитания
- 2. Родительские директивы
- 3. Роли ребенка в семье
- 4. Материнская депривация
- 5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика
- 6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания
- Глава 5 психолого-педагогическая работа с семьей
- 1. Психолого-педагогическая работа с детьми
- 2. Психолого-педагогическая работа с родителями
- 3. Работа социального педагога с семьей
- Глава 6 основы семейного консультирования
- 1. Основные принципы консультирования семьи
- 2. Психодинамическая модель
- 3. Поведенческая модель
- 4. Системный подход
- Глава 7 диагностические техники определения проблемного поля семьи
- 1. Схема психологического анализа семьи как системы
- 2. Методы диагностики семейных отношений
- 3. Карта семьи