4. Материнская депривация
Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает депривация. Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная.
243
Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сенсорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение структур мозга. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка. Двигательная депривация возникает при резком ограничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохого ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депривации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие эмоциональных контактов с матерью («холодная мать») или лицом, ее заменяющим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).
В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации. Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка.
Известный американский специалист по детской психологии Г. Крайг указывает на то, что материнская депривация характерна для неблагополучных семей В такого рода семьях дети лишены внимания чуткого и отзывчивого взрослого, приспосабливающего свою деятельность по уходу за детьми к индивидуальным потребностям ребенка. Г. Крайг пишет следующее: «В этих случаях, вероятно, имеет место недостаток сопряженной обратной связи от тех, кто ухаживает за ребенком. У детей почти нет возможности повлиять на окружающую среду. Они практически не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких социальных и речевых достижений, как улыбка, крик, вокализация. Многие из этих детей на собственном опыте убеждаются, что их попытка повлиять на окружение ни к чему не приводит, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации».
Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией».
244
Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:
эмоциональная поверхностность;
низкая способность к фантазированию;
« прилипчивость »;
высокая агрессивность;
жестокость;
инфантильная безответственность и др.
Д. Воулби выделил сензитивный период (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться матерью, ничего не хочет о ней слышать.
Как уже было сказано, отдельные аспекты феномена депривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) родительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои основные функции и удовлетворять потребности членов семьи).
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия 4
- Глава 2 жизненный цикл семьи 57
- Глава 3 проблемная семья 119
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия
- 1. Психологическое содержание понятия «семья»
- 2. Семья как пространство жизнедеятельности
- 3. Семья как социальный институт и малая группа
- 4. Функции семьи
- 5. Типы семей
- 6. Современные тенденции в развитии семьи
- 7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
- Глава 2 жизненный цикл семьи
- 1. Общие понятия
- 1. Молодая семья:
- 2. Этап добрачного ухаживания
- 3. Молодая семья
- 4. Семья с маленьким ребенком1
- 5. Зрелая семья
- 6.Семья со взрослыми детьми (уход детей из семьи)
- 7. Супружество в старости
- Глава 3 проблемная семья
- 1. Определение понятия «проблемная семья»
- 2. Семья с больным ребенком
- 3. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации
- 4. Семья - дисгармоничный союз.
- 5. Семья в разводе
- 6. Неполная семья
- 7. Семья алкоголиков
- 8. Повторный брак
- Глава 4 ребенок в семье. Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие ребенка
- 1. Типы семейного воспитания
- 2. Родительские директивы
- 3. Роли ребенка в семье
- 4. Материнская депривация
- 5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика
- 6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания
- Глава 5 психолого-педагогическая работа с семьей
- 1. Психолого-педагогическая работа с детьми
- 2. Психолого-педагогическая работа с родителями
- 3. Работа социального педагога с семьей
- Глава 6 основы семейного консультирования
- 1. Основные принципы консультирования семьи
- 2. Психодинамическая модель
- 3. Поведенческая модель
- 4. Системный подход
- Глава 7 диагностические техники определения проблемного поля семьи
- 1. Схема психологического анализа семьи как системы
- 2. Методы диагностики семейных отношений
- 3. Карта семьи