3. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации
К основным видам нарушений коммуникационного процесса относится проявление своеобразного феномена парадоксальной коммуникации — «двойная связь» («двойная ловушка»). Такой тип коммуникации был выделен американским психологом Г. Бейтсоном совместно с Д. Джексоном и Дж. Хейли при изучении парадоксальных стереотипов взаимодействия в семьях детей-шизофреников в 60-х годах.
Суть феномена «двойная связь» состоит в том, что значимый взрослый (например родитель) передает ребенку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом ребенок не имеет возможности высказываться по поводу полученных им сообщений, чтобы уточнить, на какие именно из них реагировать, поэтому постоянно пребывает в состоянии неуверенности и одновременно не может выйти из ситуации, в которую попал. Например, мать, говоря ребенку о любви к нему, отодвигается от него, а когда ребенок в ответ на это замыкается в себе, упрекает его в холодности. Таким образом, ребенок постоянно получает от матери неконгруэнтное сообщение: на вербальном уровне о любви, а на невербальном — о непринятии. Не будучи способным разрешить подобную дилемму, ребенок склонен удаляться от внешнего мира.
С. Минухин, описывая практику своей работы с дисфункциональными семьями, ввел понятие семья — «запутанный клубок». Такая семья характеризуется тем, что в ней не поддерживаются индивидуальные различия. Это означает, что в этих семьях отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга, поскольку находятся в своеобразном психологическом симбиозе друг с другом. С. Минухин использует термин «границы», понимая под ними условные линии, раз деляющие семейное пространство на отдельные части (субсистемы): супружескую, родительскую и детскую. Границы семье — «запутанный клубок» между семейными субсистемами проницаемы и размыты, эмоциональная атмосфера отличается непредсказуемостью последующих реакций, не существует правил, регулирующих «неприкосновенность» частной, автономной жизни.
212
Например, супружеская и детская субсистемы переплетены настолько тесно, что родители могут начинать обсуждать с детьми как равными по возрасту свои интимные проблемы, ставя их при этом в сложное положение. Семейные связи в такой семье запутываются настолько, что члены семьи не способны отличать свои собственные проблемы от проблемы другого. В семьях типа «запутанный клубок» чаще всего проявляются психологические расстройства, приступы паники и тревоги.
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия 4
- Глава 2 жизненный цикл семьи 57
- Глава 3 проблемная семья 119
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия
- 1. Психологическое содержание понятия «семья»
- 2. Семья как пространство жизнедеятельности
- 3. Семья как социальный институт и малая группа
- 4. Функции семьи
- 5. Типы семей
- 6. Современные тенденции в развитии семьи
- 7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
- Глава 2 жизненный цикл семьи
- 1. Общие понятия
- 1. Молодая семья:
- 2. Этап добрачного ухаживания
- 3. Молодая семья
- 4. Семья с маленьким ребенком1
- 5. Зрелая семья
- 6.Семья со взрослыми детьми (уход детей из семьи)
- 7. Супружество в старости
- Глава 3 проблемная семья
- 1. Определение понятия «проблемная семья»
- 2. Семья с больным ребенком
- 3. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации
- 4. Семья - дисгармоничный союз.
- 5. Семья в разводе
- 6. Неполная семья
- 7. Семья алкоголиков
- 8. Повторный брак
- Глава 4 ребенок в семье. Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие ребенка
- 1. Типы семейного воспитания
- 2. Родительские директивы
- 3. Роли ребенка в семье
- 4. Материнская депривация
- 5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика
- 6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания
- Глава 5 психолого-педагогическая работа с семьей
- 1. Психолого-педагогическая работа с детьми
- 2. Психолого-педагогическая работа с родителями
- 3. Работа социального педагога с семьей
- Глава 6 основы семейного консультирования
- 1. Основные принципы консультирования семьи
- 2. Психодинамическая модель
- 3. Поведенческая модель
- 4. Системный подход
- Глава 7 диагностические техники определения проблемного поля семьи
- 1. Схема психологического анализа семьи как системы
- 2. Методы диагностики семейных отношений
- 3. Карта семьи