3. Карта семьи
(заполняет социальный педагог или социальный работник)
1) Ф.И.О. ребенка
Какое образовательное учреждение посещает?
Возраст
Домашний адрес (прописан и фактический)
Родители: МАТЬ
ОТЕЦ
326
Возраст родителей
Образование родителей
Род занятий родителей и их профессия
Сколько лет существует семья?
10) Тип семьи (подробно охарактеризовать)
Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства)
Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т. д.)
Жилищные условия:
нормальные (благоустроенная квартира, дом)
неблагоустроенная квартира, комната, общежитие
подробно описать все особенности
14) Отношения в семье
Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется)
Наследственные болезни
17) Психолого-педагогическая культура:
матери
отца
Знание интересов детей
Забота родителей о детях
Суть конфликтов родителей с детьми
Анализ ситуации в семье
Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже ока зывал семье, каковы ее результаты?)
В каких видах помощи нуждается семья?
Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами?
Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении?
Какова помощь образовательного учреждения ребенку?
Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье? (подробно описать)
Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т. д.?
Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку?
327
Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины)?
Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности, и т. д.)?
Цели работы с семьей
Основные направления работы для составления программы
Контрольные задания
Проанализируйте собственную семью с помощью предложенной схемы анализа. Попытайтесь выделить все элементы семейной системы, особенно такие, как семейные мифы и семейную историю.
Проанализируйте любую другую семью по аналогичной схеме.
Выделите особенности, отличающие две семейные системы.
Используя метод генограммы, определите образцы поведения членов своей семьи, передающиеся из поколения в поколение.
Литература
Варга А. Системная семейная психотерапия. — М., 2001.
Лосева В.К. Рисуем семью. — М., 1995.
Социальная педагогика. // Под ред. Галагузовой М.А. — М., 2000.
Фурманов И.Л., Аладъин АЛ., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечения. — Минск, 1999.
Черников А.Л. Генограмма как категория анализа семейной жизни. Психологическая консультация. — 1997. — № 1.
328
1 В данной главе использованы материалы, подготовленные О.Н. Калининой.
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия 4
- Глава 2 жизненный цикл семьи 57
- Глава 3 проблемная семья 119
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия
- 1. Психологическое содержание понятия «семья»
- 2. Семья как пространство жизнедеятельности
- 3. Семья как социальный институт и малая группа
- 4. Функции семьи
- 5. Типы семей
- 6. Современные тенденции в развитии семьи
- 7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
- Глава 2 жизненный цикл семьи
- 1. Общие понятия
- 1. Молодая семья:
- 2. Этап добрачного ухаживания
- 3. Молодая семья
- 4. Семья с маленьким ребенком1
- 5. Зрелая семья
- 6.Семья со взрослыми детьми (уход детей из семьи)
- 7. Супружество в старости
- Глава 3 проблемная семья
- 1. Определение понятия «проблемная семья»
- 2. Семья с больным ребенком
- 3. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации
- 4. Семья - дисгармоничный союз.
- 5. Семья в разводе
- 6. Неполная семья
- 7. Семья алкоголиков
- 8. Повторный брак
- Глава 4 ребенок в семье. Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие ребенка
- 1. Типы семейного воспитания
- 2. Родительские директивы
- 3. Роли ребенка в семье
- 4. Материнская депривация
- 5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика
- 6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания
- Глава 5 психолого-педагогическая работа с семьей
- 1. Психолого-педагогическая работа с детьми
- 2. Психолого-педагогическая работа с родителями
- 3. Работа социального педагога с семьей
- Глава 6 основы семейного консультирования
- 1. Основные принципы консультирования семьи
- 2. Психодинамическая модель
- 3. Поведенческая модель
- 4. Системный подход
- Глава 7 диагностические техники определения проблемного поля семьи
- 1. Схема психологического анализа семьи как системы
- 2. Методы диагностики семейных отношений
- 3. Карта семьи