logo

7. Супружество в старости

Изменения в жизни семьи в связи с выходом на пенсию

Супружество пожилого возраста характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Снижается производительность труда и увеличивается число проблем, связанных со здоровьем. На данной стадии жизненного цикла семьи одним из самых важных событий может стать выход супругов на пенсию. Кроме того, что профессия и круг связанных с ней обязанностей оказывали существенное влияние на содержание личностной идентичности, работа служила также и прекрасным способом структурирования времени. Она также определяла и основной круг общения.

199

Теперь количество времени, проводимого супругами вместе, увеличивается в некоторых случаях до 24 часов в сутки. В связи с этим, выход на пенсию может потребовать значительной перестройки личности, взаимоотношений и стиля жизни супругов.

После выхода супругов на пенсию семья и связи с родственниками приобретают для них еще большее значение. Пары, которые дожили до этой стадии супружества, вырастили и «отпустили» детей, говорят, что испытывают сильное чувство удовлетворения браком. Брак в это время стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какие сложились в течение долгой совместной жизни. При этом супруги в большей степени, чем раньше, склонны оказывать эмоциональную поддержку друг другу. Традиционные половые роли оказываются не так важны.

Течение этой стадии может осложняться болезнями супругов в связи с их преклонным возрастом. Как правило, вся тяжесть ухода за больным при этом ложится на плечи супруга, который сам может иметь проблемы со здоровьем. Жены чаще жалуются на стресс, связанный с уходом за больным супругом, чем мужья, хотя разница эта невелика. Мужчины, которые с возрастом больше ориентируются на семью, обеспечивают такой уход охотнее, чем жены, которые и так всю жизнь провели в заботах о семье. Жены могут начать болеть после того, как мужья выходят на пенсию. Посвятивший свою жизнь карьере, муж начинает чувствовать себя ненужным после того, как отходит от дел. Чтобы избавить его от этих тягостных переживаний, жена заболевает и тем самым обеспечивает ему возможность приносить пользу, заботясь о ней, и вновь обрести чувство собственной нужности.

Особые трудности испытывает человек, ухаживающий за лицом, страдающим болезнью Альцгеймера. Она связана с поражением головного мозга и характеризуется потерей памяти и прогрессирующим слабоумием. Ситуация становится особенно тягостной, когда поведение больного начинает распадаться или приобретает шокирующий характер. Тем не менее многие пожилые супруги и в этом случае не тяготятся выполнением своих обязанностей. Помощь человеку, который так много значил в жизни, может приносить глубокое удовлетворение.

200

Реакция на смерть супруга и проживание вдовства

Когда люди находятся в преклонном возрасте, смерть супруга становится весьма вероятным событием. Реакция горя, возникающая в результате смерти супруга, проходит в своем развитии ряд характерный стадий:

Эти фазы переживания присутствуют в той или иной степени при любой потере или утрате, хотя их проявление и длительность имеют значительные индивидуальные различия,

Фаза шока может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. На ней люди не до конца осознают произошедшее и не понимают тяжести утраты. Наличие фазы шока не зависит от того, была смерть внезапной или последовала за длительной неизлечимой болезнью, исход которой все предвидели. В некоторых случаях при длительной болезни супруга, предшествовавшей его смерти, второй супруг имел возможность пережить антиципаторное горе, когда он мог обсудить свои переживания с умирающим супругом или другими близкими людьми. Но переживание антиципаторного горя не всегда делает горевание после смерти менее тяжелым. В случае продолжительной болезни (более 18 месяцев) близкие могут прийти к убеждению, что смертельно больной человек никогда не умрет, что ему удалось обмануть судьбу. В этом случае его смерть вызывает еще большее потрясение, чем в том случае, если бы она произошла внезапно.

При смерти супруга нередко организация похорон и выполнение других необходимых процедур приносит облегчение: это позволяет делать что-то конкретное, реальное, в то время когда все вокруг кажется нереальным.

На фазе отрицания перенесшие потерю люди могут не верить в ее реальность. Часто в это время нарушается функционирование организма: чувствуется слабость, истощение сил, потеря аппетита, нарушение сна, неспособность делать привычные дела. На этой фазе часто присутствуют фантазии, в центре которых находится умерший супруг. Они сопровождаются ожиданием, что он вернется. Страдающий супруг может несколько раз в день забывать о факте смерти, говорить об умершем как о живом и т. п.

201

На этой фазе могут присутствовать также гнев и злость на умершего, основное содержание которых: «Как он мог так поступить со мной?»

На фазе признания человек наконец признает утрату и то влияние, которое она на него оказала, В среднем она наступает спустя 3—6 месяцев после похорон. Переживания и их внешнее выражение становятся более настойчивыми. Люди плачут, причитают, выражают свою скорбь другим образом. Они мучаются и тоскуют по умершему, часто думая о нем. У них появляется желание постоянно говорить о покойном, о своих отношениях с ним, часто повторяя одни и те же мысли и даже фразы. Следует помнить, что это нормальный этап проживания реакции горя. Подобные «зацикливания» и повторы не связаны с возрастом, так же ведут себя и достаточно молодые люди, перенесшие тяжелую утрату. Возможность «проговаривания» своих переживаний оказывает терапевтический эффект и способствует переходу к следующей фазе.

На фазе «отпускания» пережившие смерть супруга люди начинают вновь интересоваться жизнью, уделять время и силы себе и отношениям с другими людьми. Они заново воссоздают свою идентичность без той части, которую составляли отношения с умершим супругом.

Потерявшие брачного партнера люди приобретают статус вдов и вдовцов. Для многих это связано с тяжелыми переменами в образе жизни и с риском оказаться в социальной изоляции.

Так как средняя продолжительность жизни женщин во всем мире выше, чем у мужчин, количество вдов в значительной степени превышает количество вдовцов. Кроме того, пожилые вдовы после потери супруга живут в среднем на 50% дольше, чем вдовцы. После смерти мужа пожилые женщины гораздо реже вновь выходят замуж, чем пожилые вдовцы.

Вдовы и вдовцы, живущие одни, часто сталкиваются с практическими и психологическими трудностями. Если раньше различные области их жизни были поделены с супругами, то теперь они могут столкнуться с необходимостью выполнения дел, о которых раньше не имели никакого представления. Например, если раньше все финансовые вопросы были в ведении жены, то у пожилого вдовца могут возникнуть трудности с рациональным планированием бюджета.

Социальную поддержку овдовевшие супруги получают в основном от семей своих детей, особенно от дочерей.

202

Обычно вдовы легче включаются в жизнь семей своих детей, чем вдовцы. Возможной причиной конфликтов может быть то, что овдовевшие родители усиливают давление на взрослых детей, особенно при отсутствии у них иных социальных контактов. Взрослые дети и их семьи становятся главными источниками эмоциональных реакций, но при этом возрастает и их значение как источников стресса. Иногда старый человек может отыскать себе полезную функцию в семье своих детей, иногда же он просто оказывается лишним для представителей младшего поколения. На этой стадии расширенная семья сталкивается с трудной проблемой ухода за старым человеком. Иногда ее пытаются решить переселением его в дом престарелых, где за ним будут ухаживать другие. Однако, как пишет Дж. Хейли, «отношение молодых к своим старым родителям становится моделью того отношения, которое ждет их в старости со стороны своих детей, так как жизненный цикл семьи продолжается бесконечно».

Контрольные вопросы

  1. Определите понятие «жизненный цикл семьи».

  1. Какие существуют подходы к выделению жизненного цикла семьи?

  1. Что такое задачи развития семьи? Назовите основные задачи молодой семьи и семьи с маленьким ребенком.

  2. Раскройте психологическое содержание «брачного соглашения».

  3. Назовите типы психологических отношений в браке.

  4. Опишите некоторые типы сексуального поведения в браке.

  5. Что понимают под кризисом первой беременности?

  6. Какие компоненты определяют зрелую материнскую позицию?

  7. Раскройте основные задачи, стоящие перед семьей с ребенком-школьником.

  1. Как изменяется тип родительского поведения и роли в семье с подростком?

  2. По каким основным направлениям идет переструктурирование жизни семьи с ребенком-школьником?

  3. С какими психологическими проблемами сталкиваются родители при поступлении ребенка в школу?

  4. Каково психологическое содержание ревности?

203

  1. Какие изменения происходят в функционировании организма супругов зрелого возраста?

  2. Какое влияние оказывает на семейные отношения кризис «середины жизни»?

  3. Назовите основные роли, исполняемые в семье прародителями.

Литература

  1. Акин А., Стрельцова Д. Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия. — СПб., 1999.

  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М., 1998.

  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. // Вестник МГУ, серия 18. Социология и политика. — 1997. — № 2.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 1992.

  5. Боровикова Н.В. Развитие Я-концепции женщины. // Дисс. канд. псих. наук. — М., 1999.

  6. Ботуин К. Соблазненная женщина. Почему изменяют жены и что из этого получается. — М., 1995.

  7. Браун Дж., КристенсенД. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб., 2001.

  8. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. — 2000. — № 2.

  9. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии. — 1997. — № 1.

  1. Виткин Дж. Женщина и стресс. — М., 1995.

  2. Волкова А.И. Опыт исследования супружеской неверности//Вопросы психологии. — 1989. — № 2.

  3. Ворошнина О.Р. Психологическая корреляция депривированного материнства. // Дисс. канд. псих. наук. — М., 1997.

  4. Гаврилица О А. Ролевой конфликт работающей женщины. // Дисс. канд. псих. наук. — М., 1998.

  5. Гозман Л.Л. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

  6. Дейте Б. Жизнь после потери. — М., 1999.

  7. Захаров А.И. Ребенок до рождения. — СПб., 1998.

  8. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.

204

18. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. — М., 1990.

19. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.

  1. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001.

  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.—М., 1991.

  3. Лебойе Ф. Рождение без насилия. — М.,1985.

  4. Марконе М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. — М.,1993.

  5. МаслоуА. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

  6. Мид М. Культура и мир детства. — М.,1988.

  7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М., 1998.

  8. Мухумадрахимов Р Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.

  9. Мэй Р. Любовь и воля. — М., 1997.

  10. Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Проблемы психологии личности. — М.,1982.

  11. Нохуров А. Нарушения сексуального поведения. — М., 1988.

  12. Оден М. Возрожденные роды. — М.,1994.

  13. Психология человека от рождения до смерти. — СПб., 2001.

  14. Рабочая книга школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991.

  15. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.

  16. Соколова Е.Т., Николаева B.R. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М., 1995.

  17. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологические исследования. — 1994. — № 6.

  18. Сысенко В А. Супружеские конфликты. — М., 1989.

  19. Сысенко В А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. — М., 1981.

  20. Трунов М.В., Китаев Л.М. Экология младенчества. — М., 1993.

  21. Филиппова Г.Т. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал. — 1999. — Т.20. — № 5.

  22. Фромм Э. Искусство любить. — М., 1990.

  23. Хейли Дж. Необычайная психотерапия. — СПб., 1995.

  24. Хьелл Л., ЗиглерД, Теории личности. — СПб., 1997.

205

  1. Шибутани Т. Социальная психология — М., 1969.

  2. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность. // Человек. — 1993. — № 6.

  3. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.

  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

  5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.

  6. Bowlby J. Child care and the ground of love. — L., 1957.

  7. Engen T. et al. Decrement and recovery of responses to olfactory stimule in the human neonale//J.Comparative Physiol. and Psychol. — 1965. — V.59.

  8. Murstein ВЛ. A theory of marital choice and its applicability to marriage adjustment.//Theories of attraction and love. — N.Y., 1971.

  9. Pines D. Pregnancy and motherhood: Interaction between fantasy and reality // Brit.J.Med.Psychol. — 1972. — V.45.

  10. Sternberg R. A triangular of love///Psycholigical Review. — 93.

206

Error: Reference source not found