logo

Глава 3 проблемная семья 119

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ» 119

2. СЕМЬЯ С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ 120

3. СЕМЬЯ С НАРУШЕНИЕМ ВНУТРИСЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ 121

4. СЕМЬЯ - ДИСГАРМОНИЧНЫЙ СОЮЗ. 122

5. СЕМЬЯ В РАЗВОДЕ 124

6. НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ 127

7. СЕМЬЯ АЛКОГОЛИКОВ 128

8. ПОВТОРНЫЙ БРАК 129

Контрольные вопросы 131

Литература 132

ГЛАВА 4 РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 132

1. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 132

2. РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ 135

3. РОЛИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 138

4. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 139

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-НЕВРОТИКА 140

6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ И МОТИВОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 143

Контрольные вопросы 146

Литература 146

ГЛАВА 5 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ 147

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 148

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 151

3. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ 155

Контрольные вопросы 156

Литература 157

ГЛАВА 6 ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 157

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ 158

2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 161

3. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 163

4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 165

Структурная школа 165

Гештальт-подход 168

Модель, основанная на опыте 171

Контрольные вопросы 176

Литература 176

ГЛАВА 7 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ 177

1. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЕМЬИ КАК СИСТЕМЫ 177

2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 179

Генограмма 180

Проективный тест «Рисунок семьи» 186

3. КАРТА СЕМЬИ 188

Контрольные задания 189

Литература 189

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.

Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней. В учебном пособии для будущих педагогов-психологов и социальных педагогов систематизированы различные отечественные и зарубежные подходы к пониманию закономерностей функционирования и развития семьи, а также способы психолого-педагогической работы с ней. Работая над пособием, авторы старались дать целостное представление о семье как предмете психологического анализа и психолого-педагогической практики. Центральная идея, положенная в его основу, состоит в рассмотрении семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития, а также как особого пространства, в рамках которого человек проживает различные эмоционально значимые события и осуществляет творческую деятельность по воспроизводству жизнедеятельности.

Пособие состоит из семи глав, каждая из которых раскрывает содержание отдельного аспекта психологического анализа семьи и описывает определенную сферу психолого-педагогического воздействия на семью.

7

В связи с тем, что Россия является многонациональным государством, один из параграфов посвящен особенностям существования и функционирования семьи, обусловленным этническими и конфессиональными факторами.

Отдельная глава посвящена относительно новому для отечественных специалистов полю деятельности — психологическому консультированию семьи. Здесь также рассматриваются подходы основных психологических школ к работе с семьей, включая опыт российских психологов.

Последняя глава посвящена средствам психолого-педагогической диагностики проблемного поля семьи и способам работы с ним. В ней предложены методики и технологии, применяемые на различных этапах работы с семьей, которые могут быть использованы для отработки практических навыков будущих специалистов.

В конце каждой главы предлагаются вопросы для обсуждения и приводится список рекомендуемой литературы для более глубокого изучения данной темы.

8