logo

4. Системный подход

Системная модель консультирования семьи считается одной из самых молодых школ, получивших свое признание в конце второй половины XX в.

В данной модели семья рассматривается как некая социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Такой подход предполагает в процессе психологического консультирования опору на семью как на единицу воздействия.

Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем. В конце 60-х — начале 70-х годов говорили о системной революции и системном подходе, которые характеризовали новый стиль и новые методы научного и инженерного мышления. Когда характеризуют нечто как систему, говорят, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части — элементы, а также схема связей или отношений между элементами — структура.

Основоположник системного подхода, австрийский биолог Л. фон Берталанфи выдвинул учение о том, что понятие системы определяется взглядом на мир не как на механизм, а как на организм («организмический взгляд на мир»).

288

Л. Берталанфи в одной из своих работ заявляет, что система бывает закрытой, если никакая информация не поступает в нее; открытой она может считаться, если существует экспорт и импорт, при этом происходит изменение ее компонентов.

В рамках системного подхода к консультированию семьи можно выделить как самостоятельные модели:

Структурная школа

Она основана С. Минухиным. В конце 1960-х годов он вместе с сотрудниками проводил психотерапевтические занятия в интернате для мальчиков с деликвентным поведением из неполных семей. С 1965 по 1978 годы С. Минухин возглавлял психолого-педагогическую консультацию в Филадельфии. Его и поныне называют «звездой семейного консультирования». Принято считать, что благодаря его деятельности семейное консультирование (в контексте семейной терапии) признано психологическим сообществом в качестве самостоятельного движения.

В самом термине «структурная» делается акцент на использовании концепции семейной структуры для оказания консультативного вмешательства. С точки зрения С. Минухина, структурная модель дает психологу конкретную концептуальную карту, позволяющую видеть то, что происходит в семье на самом деле.

Приведем высказывание самого автора:

«Семья — это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Так или иначе, жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач — поддерживать индивидуальность, в то же время создавая ощущение принадлежности к целому.

Каждый отдельный член семьи на том или ином уровне осознанности и конкретности знаком с географией территории семьи. Каждый член семьи знает, что дозволено, что представляет собой система контроля. Но, будучи одиноким странником как на территории своей семьи, так и в окружающем мире, он редко воспринимает такую систему как завершенное целое.

289

Однако перед семейным терапевтом это система внутрисемейных взаимодействий предстает во всей сложности. Он видит целое. Семья как целое представляется чем-то наподобие колониального живого организма существа, состоящего из различных жизненных форм, но при этом все они образуют составной организм, сам по себе являющийся жизненной формой».

Основные понятия структурной модели, по С. Минухину, представлены следующим образом:

Структура семьи. Ее образуют стереотипы взаимодействия, определяющие диапазон поведения, требования и правила функционирования семьи в целом. В структуру семьи входит набор осознанных и неосознанных правил, определяющих взаимодействие в семье. Семейная структура функционирует эффективно, когда правила действуют, а поведение предсказуемо.

Субсистемы семьи. Структура семьи в своем составе имеет три дифференцированные субсистемы (части): супружеская, родительская и детская. (В своих работах С. Минухин использует вместо понятия «субсистема» предложенный им термин «холон», имеющий сходное содержание.) К первой из них относится супружеская субсистема. Эта подсистема возникает раньше других и определяет особенности функционирования семьи в целом. Она возникает в тот момент, когда мужчина и женщина объединяются, чтобы создать семью. Основные функции супружеской подсистемы заключаются в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов. Это происходит за счет выработки границ, ограждающих каждого супруга от вмешательств других членов семьи (детей, родственников) и оставляющих ему территорию, необходимую для удовлетворения потребностей. Жизнеспособность семьи как структуры определяется тем, насколько эти границы адекватны. Основы субсистемы — стереотипы взаимодействия, паттерны трансакций, связанных с проявлением внимания друг к другу. Некоторые стереотипы взаимодействия вырабатываются легко (если супруги, например, происходят оба из патриархальных семей). Другие стереотипы представляют собой результат договоренности.

290

Любое отклонение, отличающееся от привычного, вызывает ощущение обиды, предательства.

С точки зрения С. Минухина, супружеская подсистема оказывает влияние на развитие ребенка. Именно в супружеской подсистеме ребенок видит примеры того, как проявлять любовь, выражать привязанность, как преодолевать конфликты на основе равноправия. В патогенных ситуациях, когда функции супружеской подсистемы нарушаются, ребенок может оказаться вовлеченным в коалицию (союз) с одним из родителей против другого.

Ко второй семейной субсистеме относятся родительская субсистема. Она возникает в связи с рождением ребенка и связана с функциями ухода и воспитания. Состав родительской подсистемы может варьироваться и включать в себя, кроме отца и матери, еще дядю, тетю, бабушку, дедушку. Из родительской подсистемы может быть исключен один из родителей (например, функции по воспитанию могут быть делегированы бабушке). Благодаря родительской подсистеме (взаимодействуя с ней) ребенок формирует ощущение своей адекватности. Он начинает понимать, какие виды его поведения одобряются, поощряются, а какие негативно оцениваются и блокируются. Субсистема родителей изменяется и адаптируется к изменившимся (в связи со взрослением) потребностям ребенка.

Одна из проблем, с которыми сталкивается данная подсистема, — это проблемы управления, так как родители имеют право принимать решения относительно жизнедеятельности семьи в целом.

Субсистема детей. Для ребенка его братья и сестры (сиб-линги) образуют особую группу в семье, в которой он существует как равный. Сиблинги вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы в будущем будут иметь большое значение, когда дети начнут существовать во внесемейных группах равных (в школе, на работе).

Выделение субсистем позволяет четко обозначить структуру семьи. Отношения между подсистемами регулируются границами. С. Минухин выделяет границы трех типов:

Четкие границы позволяют субсистемам семьи почувствовать определенную автономию.

291

Они позволяют налаживать эффективную коммуникацию между подсистемами и облегчают процесс приспособления и согласования друг с другом, поскольку характер поведения представителя каждой подсистемы при четких границах известен и легко предсказуем.

Ригидные границы по сравнению с четкими границами отделяют членов семьи друг от друга и от социума в целом. Субсистемы функционируют автономно, без взаимодействия друг с другом. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, испытывают затруднения при необходимости договариваться и согласовывать усилия и ресурсы с другими.

Диффузные границы провоцируют феномен психологического слияния, когда, например, дети принимают чувства родителей за свои собственные. В такой семье границы супружеской подсистемы растворяются в родительской подсистеме. С точки зрения С. Мину хина, детям из таких семей трудно создать собственную семью, так как они лишаются возможности выстраивать собственные границы и теряют возможность экспериментировать с отношениями. По С. Минухину, терапевт, работая с границами семьи, может сам создавать подсистемы с различными целями. Например, терапевт может сказать дедушке и бабушке, что, поскольку они обладают большим жизненным опытом, ему было бы интересно выслушать их соображения после того, как они понаблюдают за спором детей и родителей, не вмешиваясь в него.

Терапевт может попросить ребенка, который сидит между отцом и матерью, поменяться местами с кем-то из родителей, чтобы дать им возможность поговорить друг с другом непосредственно как мужу и жене, а не через его голову.

Характерной техникой для С. Минухина является прием установления границ. Он состоит в изменении пространственного расположения членов семьи в ходе сеанса и считается достаточно сильным методическим приемом, так как он является невербальным, недвусмысленным и создает необходимый для изменения уровень эмоциональной напряженности. Авторское («фирменное») действие С. Минухина состоит в том, чтобы во время сеанса пересаживать людей с места на место и перемещаться самому, демонстрируя изменения в своих эмоциональных связях с членами семьи. Одна из закономерностей, выявленная С. Минухиным, состоит в следующем: вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные коалиции функциональны. Имеется в виду следующее: когда близость людей одного поколения в семье намного меньше, чем межпоколенная близость, нарушается развитие как всей семейной системы, так и развитие детей, втянутых в союзы с одним из родителей против другого родителя.

292

Цели структурной психологической помощи семье, по С. Минухину, следующие.

Основное стратегическое направление, которого должен придерживаться психолог в процессе консультирования семьи, — побуждать развитие структуры семьи. В консультировании семьи выделяется три фазы.

Первая фаза предполагает присоединение психолога к семье (к стилю общения, к иерархии ценностей), включение себя в ее структуру на правах лидера. Психолог находится в той же лодке, что и семья, но он должен быть рулевым. В большинстве случаев семья соглашается считать консультанта ведущей стороной в партнерстве, но он должен заслужить это право лидера. Как всякий лидер, он должен будет приспосабливаться, уговаривать, поддерживать, направлять и следовать за другими.

Вторая фаза консультирования — исследование семейной структуры. Она выявляется из анализа психологом взаимодействия членов семьи друг с другом (включая вербальный и невербальный компоненты общения).

Третья фаза структурной помощи семье в процессе консультирования — изменение структуры семьи. Изменение семейной структуры может происходить за счет прямого вмешательства консультанта, когда он предлагает изменить стиль общения (рекомендует, например, разговаривать родителям друг с другом, не позволяя ребенку вмешиваться). Психолог может высказывать свои предложения и интерпретации относительно «карты» семьи, давая оценки увиденному.

Общая идея С. Минухина относительно работы с семьей состоит в некоем призыве, с которым психолог обращается в конечном итоге к членам семьи: «Помогите другому измениться, и это позволит измениться вам во взаимоотношениях с ним, и изменит вас обоих в рамках субсистемы».

293

Гештальт-подход

Идеи структурного подхода содержательно близки с теорией поля К. Левина, на которой основан гештальт-подход в консультировании. У К. Левина можно найти идею жизненного пространства. Жизненное пространство содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Оно включает все, что нужно знать для объяснения и понимания конкретного поведения человека в данной психологической среде в данное время.

В теории поля К.Левина содержится идея границ и их роли в разделении организма и окружающей его среды. Отличие между открытыми и закрытыми системами определяется характером границ. По мнению К.Левина, неподвижные жесткие границы имеют закрытые системы, а у открытых систем границы изменчивые, проницаемые. Это согласуется с высказываниями известного биолога (методолога, основателя системного подхода) Л. Берталанфи о том, что живыми могут быть только открытые системы, которые поддерживают себя обменом информации с окружающей средой, постоянно достраивая и разрушая свои компоненты.

Идеи К. Левина были использованы в практике консультирования Ф. Перлзом. Хотя Ф. Перлз отрицательно относится к теоретизированию, его подход основывается на базовых представлениях о процессе саморегуляции организма и способах его контакта со средой. Процесс саморегуляции приводит к формированию фигуры (гештальта). Гешталът системное понятие, его можно определить как паттерн, структуру, конфигурацию, как специфическую организацию частей, составляющих определенное целое, которую нельзя изменить без ее разрушения.

Под гештальтом понимают фигуру, которую субъект создает при своем контакте со средой. Фигура определяется тем, что человек организует в зависимости от своих потребностей, желаний или незавершенных ситуаций в данный момент. При удовлетворении потребности гештальт закрывается, и то, что было фигурой, переходит в фон. (Так, например, чувство голода заставляет нас фокусировать внимание на еде, но по мере насыщения мы можем войти в контакт с иными потребностями.)

294

Незавершенные гештальты являются источником невротизации личности. К незавершенным гештальтам можно отнести следующее: неотреагированное чувство, незавершенный разговор, неоконченные отношения. Так, психологически незавершенный развод препятствует контактам бывших супругов с другими мужчинами и женщинами.

Гештальт-консультирование — это процесс, который ставит целью сопровождать или восстанавливать способность клиента управлять фигурами, строить фигуры в адекватных связях с фоном, позволять им разворачиваться и вступать с ними контакт.

Одним из лидеров в применении гештальт-модели в работе с супружескими парами и семьями является Д. Зинкер. Он руководил центром по изучению малых систем в США. Ключевые принципы семейного консультирования по Дж. Зинкеру — наблюдение и пребывание. Реализация этих принципов на практике означает следующее. Психолог вместе с пациентами участвует в совместном творческом процессе. Он принимает участие во взаимодействии членов семьи в качестве наблюдателя. Цель психологического вмешательства (интервенции) состоит в том, чтобы пробудить у участников осознавание того, как они взаимодействуют между собой. Реплики терапевта направлены в первую очередь на раскрытие сильных сторон членов семьи (что они умеют делают хорошо), а затем на то, чему им следует научиться. Консультант организует ситуацию таким образом, чтобы супруги или члены семьи общались непосредственно друг с другом, не обращая внимания на него.

В своей монографии «В поисках хорошей формы» Д. Зинкер выделяет ряд принципов, которые могут помочь психологу сориентироваться в гештальт-подходе к семейному консультированию. В основе этих принципов лежит теория систем и собственный опыт автора.

Модель работы гештальт-консультанта с парой или семьей в целом опирается на разработанное Ф. Перлзом понимание динамики формирования гештальтов. Д. Зинкер называет это гештальт-цикл опыта (см. рис. 4).

Рис. 4. Гештальт-цикл опыта (основные фазы): 1 — Осознавание, 2 — Энергия/действия, 3 — Контакт, 4 — Разрешение/завершение, 5 — Выход, 6 — «Новое» осознавание

296

Д. Зинкер отмечает, что этот рисунок иллюстрирует «нормальный» цикл опыта: «В идеале наше осознавание должно быть ясным и отчетливым. Когда осознавание подкрепляется достаточной энергией, мы можем прямо двигаться к тому, чего хотим. Действия ведут к контакту с окружающей средой и сопровождаются чувством удовлетворения, разрешением и завершением. Мы можем выйти из ситуации, расслабиться и уйти. Ясный и завершенный выход дает нам свежий опыт и не сопровождается тягостным ощущением незавершенности. Затем наступает новое осознавание, и цикл наступает снова. Задача терапевта состоит в том, чтобы помочь супружеской паре или семье понять, как и где система «тормозит» свое движение и как использовать коллективное осознавание и энергию, чтобы преодолеть место торможения ее взаимодействия».

Приведем в пример один из эпизодов работы Д. Зинкера с супружеской парой, пришедшей на консультацию, потому что в их отношениях возникла «трещина», появилась скука и равнодушие друг к другу. Консультант в этом эпизоде помогает супругам определить проблему — высказать ее, а затем осознать позицию каждого.

Консультант: Я бы хотел, чтобы вы повернулись друг к другу и поговорили о чем-нибудь таком, что важно для вас обоих. Я буду сидеть рядом и слушать, а если вам будет трудно или понадобится моя помощь пожалуйста, обратитесь ко мне, я буду рад вам помочь. Хорошо?

Джон: Я говорил с ней сотни раз и в ответ постоянно слышал, что во всем виноват я, что я говорю или делаю что-то не так.

Консультант: Я рад, что вы смогли это произнести. Скажите теперь то же самое Диане, а я посмотрю, действительно ли между вами происходит нечто подобное. Обещаю прокомментировать это.

Джон: Как я уже говорил, ты всегда обвиняешь меня во всем.

Диана (начинает тихо плакать): Я романтическая женщина, и когда прошлым летом мы были в Нью-Йорке, я попросила тебя сходить со мной в одно особенное место, место для нас двоих. И что же? Мы пошли туда с другими людьми. Почему ты так поступил со мной?

Джон: Я всюду брал тебя с собой, везде платил за тебя. Я-то думал, что ты оценишь мою щедрость.

Диана: Я говорю не о твоей щедрости.

После этой реплики наступило долгое молчание, супруги подавлены и обескуражены.

Консультант: Вы оба начали неправильно и теперь зашли в тупик. Вначале вы были достаточно энергичны. Так происходит и дома?

Диана: Да. Через какое-то время мы оба устаем, а потом долго молчим.

297

Консультант: У вас сильные чувства, но вы плохо слушаете друг друга. Каждый из вас говорит что-то важное, но другой не принимает этого. Разве не так?

При анализе этого эпизода очевидно, что супруги потерпели поражение, пытаясь понять друг друга. Это связанно с тем, что они слишком рано растратили свою энергию и попали в фазу осознания. Их затруднение состоит в том, что они не в состоянии долго разговаривать и поддерживать разговор, сохраняя при этом энергию. Дальнейшая работа гештальт-консультанта может быть направлена на то, чтобы помочь супругам услышать друг друга, совместно исследовать переживания и наладить контакт. Каждая семья имеет свой собственный стиль прохождения по фазам цикла опыта. С точки зрения Д. Зинкера, в период неблагополучия у всех семей есть характерные точки торможения процесса нормальной жизни. Консультант помогает семье пережить опыт удачного полного завершения цикла, развивая ощущение полноценного существования.

Модель, основанная на опыте

Данный подход базируется на идеях экзистенциально-гуманистической философии. Так же, как и в предыдущих системных моделях консультирования семьи, эта модель предполагает фокусирование внимания консультанта на настоящем, а не на прошлом. Основная цель консультирования — личностный рост, поэтому работа преимущественно ведется с отдельными членами семьи. Основная задача психолога — оказание помощи семье в конгруэнтном выражении своих чувств. В процессе консультирования членов семьи обучают делиться опытом переживаний с другими. Выдающимися представителями этого направления являются В. Сатир и К. Витакер.

В. Сатир заслуженно считается одним из классиков семейного консультирования. Наряду с С. Минухиным и К. Витакером, она является легендой и самым прославленным популяризатором психолого-педагогической работы с семьей. В 1964 г., после выхода книги «Совместная семейная терапия», она получила признание за пределами США как один из ведущих практиков в работе по изменению поведения людей.

Принципы, которыми руководствуется В. Сатир в процессе оказания психологической помощи семье, базируются на твердом убеждении, что личностный рост возможен для каждого и каждому нужно уважение со стороны тех, кто способствует изменениям.

298

В одном из интервью, данном в 1985 г. историку семейной терапии Р. Саймону, она образно сформулировала свой подход следующим высказыванием: «Некоторые психотерапевты считают, что люди, приходящие на терапию, не хотят, чтобы их меняли; я думаю, что это не так. Люди сомневаются, что могут измениться. И потом, оказаться в незнакомом месте страшно. Когда я только начинаю с кем-то работать, я не стремлюсь сразу менять человека. Я стараюсь определить его ритм, чтобы суметь присоединиться к нему и помочь — повести его в это «пугающее место». Сопротивление сводится в основном к страху пойти куда-то, где вы никогда не были.

Я расскажу вам случай, который научил меня, как вести людей в эти «страшные места».

Я ездила в Европу к друзьям. Мне захотелось спуститься в одну пещеру, было очень страшно. Мой друг сказал: «Я понесу фонарь. Если ты дашь мне руку и согласишься идти за мной, вдвоем мы спустимся». Видите, что от меня требовалось. Мне нужно было решить: согласна ли я, чтобы он показывал путь. А на это я, конечно, согласилась, ведь я хотела побывать там, внизу. Но без его желания дать мне руку, без его руки, которой я доверилась, я бы не пошла.

Когда люди приходят ко мне, я не спрашиваю у них, хотят ли они измениться. Я просто предполагаю: да, хотят. Я не говорю им, что с ними «не так» или что им необходимо сделать. Я просто протягиваю им руку. ...Если я могу внушить человеку доверие, значит мы с ним «сдвинемся»...пойдем в это «страшное место».

Модель помощи семье, предлагаемая В.Сатир, может быть названа коммуникационной моделью. С точки зрения В. Сатир, жизнеспособная семья должна давать каждому из ее членов возможность найти в ней себе место и получать от этого удовольствие. Средствами, при помощи которых семейная система достигает такого состояния, являются чувства, правила и способы общения. Неконструктивное общение, жесткие правила препятствуют личностному росту.

В своей работе с семьей В.Сатир уделяет большое внимание исследованию стереотипов членов семьи. Обращая их внимание на типичные «игры, общения», она обучает семью эффективной коммуникации. К уродливым играм семейного общения она относит проявление таких типов поведения, как заискивание (вызывает чувство вины), обвинение (вызывает страх и стремление подчиниться), расчетливое поведение (вызывает зависть) и отстранение (вызывает чувство тоски и уныния).

299

В. Сатир описывает подобную ситуацию так: «Представим себе, что Вы просыпаетесь утром в дурном настроении и с плохим самочувствием. Вам надо идти на работу и встретиться там со своим начальником, который, как Вы думаете, «имеет на Вас зуб». У Вас есть правило: никто ничего не должен знать о Ваших переживаниях. Ваш муж (или жена) замечает ваше кислое лицо и спрашивает: «Что с тобой?» — «Ничего», — холодно отвечаете Вы, хлопаете входной дверью и убегаете, забыв поцеловать супруга (или супругу). Вам невдомек, почему вы так себя ведете.

Ваш(а) супруг(а) расстроена) Вашим поведением и ведет себя соответственно ему. Придя домой, Вы обнаруживаете, что дома никого нет. Когда же Ваш муж (жена) возвращается наконец домой, он (она) не ложится с Вами вместе в постель. У Вас портится настроение, и круг замыкается».

В. Сатир (1992) выделила три правила эффективной коммуникации.

Она отмечает также, что достаточно точно можно охарактеризовать любую семейную систему, используя для этого четыре предложенные ею параметра.

В зависимости от сочетания особенностей каждого параметра, семья может быть охарактеризована как благополучная или неблагополучная. Благополучная семья является открытой системой. Это означает, что ее части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее или выйти за ее пределы. Неблагополучная семья, с точки зрения В. Сатир, является закрытой системой. В закрытой семейной системе ее части неподвижно соединены между собой или вообще разобщены,

300

обмена информацией не происходит, независимо от того, откуда она поступает — извне или изнутри. Закрытые семейные системы развиваются из определенных житейских установок ее членов. Автор называет следующие диструктивные представления, которыми люди руководствуются в неблагополучных семьях:

Таблица 5 иллюстрирует представления В. Сатир о том, как функционирует закрытая система в неблагополучных семьях и открытая система в благополучных семьях.

Таблица 5

Функционирование различных систем в благополучных и неблагополучных семьях

Фактор

Благополучная семья

Неблагополучная семья

1. Самооценка

Высокая самооценка у всех членов семьи

Низкая самооценка

2. Коммуникация

Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая

Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная

3. Семейная система

Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность

Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения

4. Социальные связи

Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов

Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом)

301

Эмоциональное неблагополучие членов семьи связано с постоянной угрозой отвержения и обусловлено неэффективной внутрисемейной коммуникацией. Такая коммуникация определяется рядом позиций, которые склонны занимать члены семьи, пытаясь избежать тревоги и угрозы отвержения. Эти позиции были выделены В. Сатир из практики собственной работы с неблагополучными семьями:

Каждая из этих позиций проявляется как на вербальном (словесном) уровне коммуникации, так и на невербальном (телесном) уровне коммуникации. Более подробно эти позиции описываются автором следующим образом.

Заискивающая позиция («миротворец»). Занимая эту позицию во внутрисемейной коммуникации, человек избегает угрозы отвержения, пытаясь угодить, не сердить другого человека и не вступать в споры. На вербальном (словесном) уровне коммуникации он выражает согласие («Все, что ты делаешь, — это замечательно, даже слишком хорошо для меня»), а на невербальном (телесном) уровне коммуникации демонстрирует полное подчинение и беспомощность (голова и плечи опущены, голос тихий, выражение лица заискивающее). Внутреннее ощущение «миротворца» можно передать следующими словами: «Я считаю себя ничтожеством, я — ничто».

Обвиняющая позиция. «Обвинитель» постоянно ищет виновных среди членов своей семьи. Занимая такую позицию, человек пытается избежать отвержения, демонстрируя свою силу и власть окружающим. Он говорит громко, резко, обрывая других, не давая им высказаться. Характерное начало разговора «обвинителя» следующее: «Почему ты всегда...», «Ты никогда не можешь как следует...» и т. п. На невербальном уровне коммуникации он демонстрирует доминирующую, обвиняющую позу: рука вытянута вперед, указательный палец направлен на собеседника, ноздри трепещут, тело напряжено, голос громкий, нарастающий до крика. У такого человека есть внутреннее ощущение, что он одинок и несчастлив.

Расчетливая позиция («компьютер»). «Компьютерная» позиция базируется на скрытом убеждении человека в том, что можно избежать угрозы отвержения при помощи точного расчета и анализа ситуации.

302

«Компьютер» корректен и рассудителен, не проявляет чувств, кажется другим эмоционально холодным. Для его речи характерны длительные, сложные фразы, включающие абстрактные понятия. Обычно после первых сказанных им фраз его не слушают, но ему это и не важно, так как он говорит в большей степени для самого себя. Тело такого человека скованно, выражение лица спокойно, мимика неподвижна, взгляд направлен не на собеседника. Внутренние ощущение характеризуются словами: «Я чувствую себя уязвимым». За холодностью и расчетливостью может скрываться низкая самооценка.

Отстраненная позиция («безумный»). Отстраненная позиция проявляется в «спутанном», «несерьезном» поведении. Такой человек настолько боится быть отвергнутым другими, что ведет себя неадекватно ситуации. (Чтобы ни сделал или ни сказал этот человек, все будет «невпопад».) Его внутренние ощущения сродни головокружению. Слова, употребляемые им во время разговора, часто могут касаться совершенно отвлеченной темы, внимание характеризуется расфокусиро-ванностью, коммуникация не доводится до конца. Движения такого человека становятся неловкими и нелепыми. Испытываемые чувства при этом — одиночество и ощущение бессмысленности существования («Здесь никто обо мне не заботится, никто не любит, мне нет здесь места»).

В. Сатир разработала целый ряд специальных упражнений, игр, процедур, позволяющих членам семьи осознать и почувствовать применяемые ими неэффективные позиции в общении. Эти техники впоследствии были систематизированы Лой-шеном Ш. Однако основной задачей, которую ставила перед собой В. Сатир в работе с семьей, было не только осознавание существующих позиций, но и обучение гармоничному, искреннему общению. Уравновешенное общение (уравновешенная позиция) основано на подлинности переживаний и истинности чувств. В таком типе коммуникативного поведения вербальные и невербальные компоненты соответствуют друг другу. Приводя пример гармоничной позиции, В. Сатир утверждает следующее: «Когда уравновешенный человек говорит другому: «Ты мне нравишься!» — его голос звучит мягко и нежно, он смотрит в глаза. Когда он говорит: «Я зол на вас!» — его голос резкий и грубый, а выражение лица напряженное. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Уравновешенного человека отличает открытость, жизнестойкость и способность к личностному росту».

303

Одной из авторских техник В. Сатир считается техника скульптурного представления семейной структуры. Эта техника получила название «скульптура семьи». Каждый член семьи расставляет своих родственников, создавая живую скульптуру, проецируя на нее свое видение семейной системы и свой опыт проживания в ней. Суть данной техники состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные отношения в настоящем времени, определяя то, как видится место каждого в семейной системе. К достоинствам этой техники относится то, что она способна преодолеть склонность клиентов «заговаривать» реальные проблемы, так как членам семьи во время создания «скульптуры» консультант не разрешает общаться привычными фразами. В ходе выполнения методики четко проявляется «каркас» семейной структуры: треугольники, альянсы, симбиозы; специфические взаимоотношения, а также осознаются такие темы, как борьба за власть, близость, границы, дистанция и т. п.

Вторым ярким представителем основанной на опыте модели консультирования семьи является К. Витакер. Имя этого замечательного семейного психотерапевта и консультанта часто упоминается при описании способов помощи семье, основанных на здравом смысле и опыте. Это предполагает, что в процессе взаимодействия с консультантом члены семьи получают новый опыт, позволяющий им стать более гармоничными людьми. Изменившись, члены семьи могут изменить семейные отношения. Основная цель работы с семьей — дать толчок, подтолкнуть семью к самоцелению. К. Витакер изобрел парадоксальные, ломающие привычные стереотипы приемы работы с семьей.

В лишенном четких ориентиров «пространстве» консультирования, которое создает вокруг себя К. Витакер, семья вынуждена брать инициативу в свои руки. К. Витакер комментирует одну из своих консультаций, говорит об этом таким образом:

«Их жизнь —это их жизнь; что они о своей жизни думают — их дело, а не мое. Я буду полезен по мере сил, но изо всех сил буду сопротивляться их попытке превратить меня в некий символ, в мудреца, в человека, который знает, как им следует жить. Я борюсь за свое право быть беспомощным, за право сказать: «Я не знаю, что вам делать с вашей дочерью...».

304

Потому что если мне удалось обострить ситуацию своей иронией и поддразниванием, отец по дороге домой скажет: «Слушайте, хватит с нас — 75 долларов выкладывать за болтовню с этим чокнутым! Сью, ты к автомобилю месяц не подойдешь и чтобы никаких свиданий с этим твоим придурком. А будут еще сюрпризы в школе, нас с тобой ожидают большие неприятности». И вот семья организована, получила воздействие — в чем и состоит моя истинная цель. Даже если они больше не придут ко мне, я считаю, что добился успеха».

К. Витакер скептически относится к любому теоретизированию, подчеркивая, что консультирование — это искусство, а главное для консультанта — быть спонтанным, убедительным, аутентичным. Методы К. Витакера можно назвать провокационными и рискованными. Про него ходят легенды, что были такие времена, когда он вскармливал своих пациентов из бутылочки, боролся с ними врукопашную, запрещал пользоваться речью, даже засыпал в обнимку. Однако он не рекомендовал подражать себе, так как его приемы неотделимы от его личности. С точки зрения К. Витакера, задача консультанта состоит в том, чтобы обострить семейные проблемы, но не брать на себя ответственность за их решение. Подталкивая семью к изменениям, он может создавать у членов семьи ощущение абсурдности происходящего.

В качестве иллюстрации приведем в пример работу К. Витакера с семьей на первой встрече.

Муж: «Проблема в том, что мы с женой постоянно воюем».

Витакер: «И почему бы вам не победить?»

Муж: «Что вы имеете в виду? У нас равенство».

Витакер: «Да, но вашу жену поддерживает ее мать».

Муж: «Господи, только ее мать не вмешивайте в это».

Витакер: «А ее мать всегда вмешивается, когда жена воюет с вами?»

Муж: «Да, но я не собираюсь говорить об этом...»

Витакер: «Хорошо, а что ваша мать делает, когда жена с ее матерью нападают на вас?»

Муж: «Ну, моя мать живет в Полоно».

Витакер: «А почему бы вам не обратиться к ней за поддержкой? Взять и позвонить ей?»

Жена: «Этот трус всегда ей звонит».

К. Витакер: «Теперь вы видите, почему я хотел собрать всех. Думали, я поверю, что война только у мужа и жены. Это курам на смех. Война идет между двумя семьями. И у меня для вас новость: в этой войне никто не победит. Это как Соединенные штаты с Россией — вечное противостояние. Ваша жена никогда не перестанет быть ребенком своей матери, но повзрослеть может; сейчас она уже тридцатилетний ребенок своей матери, а не семилетний...»

305

Ученик К. Витакера А. Нейпир говорил о своем учителе следующее: «В начале работы с семьей Карл очень критичен. Он похож на сурового и жесткого отца подростка. Присмотритесь к тому, что он делает он заставляет семью выслать на битву с ним самого сильного из своих рядов. И обычно от Карла больше всего достается главному тирану семьи».

Завершая анализ основных теоретических моделей (школ) семейного консультирования, мы хотим подчеркнуть следующее: эффективность деятельности семейного консультанта во многом зависит от сформированности его профессиональной позиции. Наполнение профессиональной позиции определяется тремя базовыми составляющими. Рассмотрим содержание каждой составляющей профессиональной позиции отдельно.

  1. Мировоззренческая составляющая. Ее содержание определяется общим представлением о природе и сущности человека, формах, способах и смыслах его сосуществования с другими людьми.

  2. Теоретическая составляющая. Определяется выбором консультанта (психолога, педагога) той или иной теоретической модели консультирования в качестве ориентира в работе. Данный выбор позволяет принять определенную концепцию относительно понимания глубинных источников изменений взаимоотношений людей в семье и самой семьи в целом.

  3. Эмпирическая (инструментальная) составляющая. Ее содержание определяется арсеналом средств (методов, методик, техник, технологий), освоенных консультантом, и собственным опытом их использования в качестве инструмента воздействия на семью.

Профессиональная позиция формируется в процессе всего обучения на базе усвоения основных методологических, философских, психологических и педагогических знаний.

Контрольные вопросы

  1. Как разворачивается процесс психологического консультирования? Назовите основные этапы.

  2. Какие теоретические принципы лежат в основе различных подходов к консультированию семьи?

  3. В чем различия между психодинамической и бихевиористической моделью консультирования семьи?

306

  1. Каковы основные цели структурной психологической помощи семье?

  2. Назовите основные положения, характеризующие гештальт-подход к семейному консультированию Д. Зинкера.

  3. Каковы основные идеи основанной на опыте модели оказания помощи семье?

Литература

  1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. — М., 1997.

  2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб., 2001.

  3. Варга А.Л. Системная семейная психотерапия. Курс лекций.

— СПб., 2001.

4. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.

— М., 1998.

5. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. — М., 1981.

  1. Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М., 2000.

  2. Игровая семейная психотерапия. // Под ред. Шефера Ч. — СПб., 2001.

  3. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб., 2001.

  4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.

  1. Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.

  2. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений школы Вирджинии Сатир. — СПб., 2001.

  3. Мину хин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М., 1998.

  4. Навайтис Г. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов. // Психологический журнал. —1983. — № 4.

  5. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании.

— Калининград, 1999.

  1. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М., 1996.

  2. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. — М., 1996.

307

  1. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

  2. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М., 1997.

  3. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. — М., 1997.

  4. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995.

  5. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

  6. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Семейная психотерапия. — СПб., 1990.

  7. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978.

  8. Baszsormenyi-Nagi I., Ulrich D. Contextual family therapy// Handbook of family therapy. — N.Y., 1981.

  9. Bertalanffy L. von. General system theory// General system. — V.I.I. — 1956.

  10. Bowen H. Family therapy in clinical practice. — N.Y., 1984.

  11. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling. — N.Y., 1979.

  12. Fairbarn W. An object-relations theory of personality. — N.Y., 1954.

  13. Lewin K. A dynamic theory of personality. — N.Y.-London, 1935.

  14. Napier A., WhitakerC. The family crucible. — N.Y., 1978.

  15. Napier A.Y., Writa Ker C. The family crucible. — N.Y., 1978.

  16. Nichols H.P. Family therapy. Concepts and methods. — N.Y., 1984.

33. Weiss R.L., Hopps H., Patterson G.R. Behavior change: methodology, concepts and practice. — 1973.

308