36. Диалектика. Абсолютная и относительная истина. Критика догматизма и релятивизма.
Диалектика – это раздел философии, учение, теория, которая даёт философское решение проблемы существования универсума (понятие которое объединяет онтологию, гносеологию и включает в себя 3 сферы: природу, общество, мышление). Диалектика включает в себя не только теорию развития мира и его существования, но и метод познания и преобразования мира. Термин «диал» применял Сократ. Дословное значение – умение вести спор, диалог, беседу. Данное понятие возникло в связи с развитием античной демократии, которая предполагает умение полимизировать и обосновывать свои взгляды. Платон понимал под диалектикой не просто диалог, а логические операции объединения и разделения понятий при помощи вопросов и ответов, которые ведут к определению их содержания. Именно поэтому работы Платона написаны в форме диалогов и являются образующими диалектики. Гераклид развивает диалектику в виде общих законов о развитии мира, которое находится в постоянном движении и противоречиях сравнения взглядов. Платон и Гераклид показывают, что их диалектика относится к разным сферам реальности. Платон- диалектика мышления(субъективная), Гераклид-диалектика самого реального мира (объективная). Гегель создал целостную концепцию диал., которая включает принципы, законы, категории. Гегель формирует закон тождества субъективной и объективной диалектики, однако его принципы тождества основываются на идеалистических посылках. Гегель не видел разницу между мышлением и бытием, моделями и реальностью. Классическая фил-я определяет диал. как науку о наиболее общих законах природы, общением м мнениями. Диалектика сущ-ет в 2 формах: как метод (включает 2 принципа: всеобщие и взаимообуславливающие связи, принцип связи, принципы изменения и развития) и как теория. Принцип развития – увеличение, обладающее след. особенностями: 1)особый вид движения – самодвижение, 2)обладает направлением от простого к сложному, от малого к большему или наоборот (прогресс либо регресс),3) в развитии участвуют системы различной формы сложности, или организации – саморазвивающиеся системы. 4) развитие может быть представлено с двух позиций: диалектики(1.развитие по спирали (закон отрицания отрицания), характеризует по направлению, форме, результату 2.развитие скачкообразное, катастрофическое (закон перехода колич. изменений в качеств.),характеризует механизм развития 3.саморазвитие, даваемое противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей),отвечает на вопрос: почему происходит развитие? 4) взаимосвязь всех сторон каждого явления) и метофизики (1.движение по кругу с повторением пройденных этапов, 2)развитие как простое умение или увеличение, скачки отрицаются, 3) развитие происходит из-за внешних сил, отрицаются внутренние противоречия, 4) все явления рассматриваются изолированно, обособленно друг от друга)
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Её разновидностью является вечная истина (факты,сведения). Относительная истина – неполное, неисчерпывающее знание об объекте. Догматизм и релятивизм. Догматизм рассматривает истину как абсолютную, релятивизм – относительную. В этом случает теряется различие между истиной и заблуждениями
Билет №7
- 31. Процесс познания и освоения человеком мира
- 2. Философия как мировоззрение и методология. Формы мировоззрения и методологии.
- 32. Наука как специфический социокультурный феномен?
- Философия в системе культуры.
- 33. Проблема истины в познании
- Основная проблема и основной вопрос ф.
- 34. Научное познание и инженерное проектирование. Понятие конструктивной методологии.
- Структура, функции и предназначение философии. .
- 6. Философия Др. Востока
- 36. Диалектика. Абсолютная и относительная истина. Критика догматизма и релятивизма.
- 7. Античная философия
- 8. Средневековье
- 38. Проблема существования человека
- 9. Возрождение
- 39. Человек, индивид, личность
- 10. Новое время
- 40. Проблема личностного развития и успеха
- 41. Маслоу
- 42. Теория мотивации Маслоу
- 43. Информационное общество
- 44.Структура научного познания: эмпирический, теоретический, метатеоретичский.
- 45 Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент, научный факт, эмпирические описания и эмпирическая гипотеза.
- 16. Русская философия 19-20веков: основные темы и виднейшие представители.
- 46. Общелогические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
- 17. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 18. Философия экзистенциализма. Специфика и основные проблемы.
- 48. Понятие и структура научной методологии.
- 19. Герменевтика и ее роль в современной культуре.
- 49. Инженерный подход и конструктивная методология.
- 20. Понятие бытия, онтологии, объективной и реальной реальности
- 50. Методология в сфере науки и проектирования
- 21.Категория материи в ф.
- 51. Проблема сознания и кибернетика
- 22. Пространство и время как атрибутивные формы бытия.
- 52. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере- понятие способа производства.
- 23.Пространсво и время в специальной теории относительности Эйнштейна и некласс ф.
- 53. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере - понятие способа производства.
- 24. Эволюция форм отражения
- 54. Природа и истоки гуманитарной и естественно-технической культуры
- 25. Наука как специфический социокультурный феномен?
- 55. Феномен к-ры. Феномен ненормативной лексики.
- 26. Приоритеты философии и человечества в 3 тысячелетии
- 56.Духовная сфера жизни общества.
- 57.Политическая сфера жизни общества (псжо).
- 28. Аксиологическая концепция культуры.
- 58. Технократическая парадигма и гуманизация инженерной деятельности.
- 29. Материальная сфера жизни общества
- 59. Семиотическая концепция культуры.
- 30. Проблема жизни, смерти и бессмертия Любовь как высшая форма решения проблемы трансценденции?