Права детей и подростков: представления взрослых
Ожидания взрослых относительного того, что именно составляет правопослушное и правонарушающее поведение подростков, исследовались нами методом глубинного интервью по сюжетам, затронутым и в вопроснике, который предлагался и подросткам. Кроме того, выяснилось, какие именно права несовершеннолетних, с точки зрения респондентов, находятся под угрозой нарушения в наибольшей мере, а также в какой мере необходимость соблюдения прав несовершеннолетних затрудняет работу тех или иных органов по социализации подростков с девиациями в поведении.
Проведенные интервью выявили существование следующих типичных представлений.
Сотрудники органов опеки и попечительства, а также иных административных органов в целом адекватно представляют себе, что такое права несовершеннолетних и какова сфера отношений, которые регулируются соответствующими законами и иными нормативными актами. При этом фактически все они под правами несовершеннолетних в первую очередь склонны понимать лишь социальные права либо те права, которые так или иначе с ними сопряжены: например, в расчёт берутся только специальные разделы отношений, регулируемые административным либо уголовным правом. Кроме того, интервьюируемые проявили весьма «патерналистический» подход: многие из них не видят особо греха в том, чтобы ограничить те или иные права несовершеннолетнего «для его пользы». Такие ограничения не носят систематического характера в отношении той или иной группы подростков, а всякий раз весьма ситуативны. Взрослые респонденты в этом весьма единодушны: они искренно считают, что цель (социализация) оправдывает средства и что не права, а их собственные соображения о целесообразности являются ведущими при ограничении тех или иных прав несовершеннолетних178.
Следующей особенностью представлений взрослых респондентов является связь прав несовершеннолетних с теми или иными обязанностями сотрудников административных органов. Поясним это подробнее.
Действительно, всякое право корреспондировано с обязанностью; обычно имеется в виду чья-либо обязанность обеспечить, выполнить то или иное право какого-то субъекта. В сфере прав человека такие обязанности лежат на государстве. Наличие того или иного права у какого-то субъекта не подразумевает автоматического возникновения у именно него каких-либо обязательств, связанных с реализацией этого его права, особенно если это право носит безусловный характер. Однако в представлениях взрослых респондентов эта обязанность воспринимается именно как обязательствонесовершеннолетнегоэто право реализовывать (наиболее характерным примером здесь является право на образование). Представления о правах несовершеннолетних, бытующие у сотрудников административных и иных органов, деятельность которых так или иначе связана с жизнью несовершеннолетних, приводят к тому, что всякое право несовершеннолетнего низводится до простого договора, причём договора, навязанного силой ли государства, хитростью или идеологией. Понятно, что складывающаяся ситуация отнюдь не способствует формированию правопослушного поведения у несовершеннолетних.
Укажем на ещё одну особенность представлений взрослых о правах несовершеннолетних, делающих проблему соблюдения этих прав достаточно острой179. Речь идёт обабсолютизацииправа, которая проявляется в том, что те или иные положения начинают приобретать абсолютный характер, никак не учитывающий ни имеющегося ресурсного обеспечения, ни соотношения с другими нормами, на самом деле ничуть не менее значимыми для реализации прав несовершеннолетних180.
Сотрудников служб ОППН по роду службы хорошо осведомлены о правах несовершеннолетних. Здесь однако наблюдается существенная несимметричность — если осведомлённость о материальныхнормах права у сотрудников службы ОППН весьма высока, то представления опроцессуальныхнормах права, в том числе и тех особенностях, которые связаны с защитой прав несовершеннолетних, оставляет желать лучшего: выбор возможных действий в различных конфликтных ситуациях, которые в ходе интервью предлагались респондентам, в наименьшей степени опирался на процессуальные нормы права.
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету Москва
- Публикация осуществлена в рамках программы “Российские общественные науки: Новая перспектива” при поддержке Фонда Форда (сша).
- Isbn 5-89554-154-2
- Содержание
- Социальная динамика десятилетия и ее отражение в социологических исследованиях (Вместо предисловия)
- Е.И. Иванова новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся россии
- Российская модель брачности
- «Омоложение» рождаемости
- Изменения в нормах сексуального поведения
- «Вынужденные» браки
- Сожительства и внебрачные рождения
- Разводы
- Компоненты изменений в процессе формирования семьи
- Т.Ю. Черкашина Субъективно нормальный доход: факторы дифференциации
- О.А.Александрова Современный идейный контекст становления российского среднего класса Проблема
- Методика исследования
- Отношение к участию граждан в политическом процессе
- Отношение сми к основным политическим институтам
- Отношение сми к демократическому контролю за властью
- Отношение сми к социальному контролю
- Формируемые сми представления о роли государства в рыночной экономике
- Отношение к индивидуализму и солидарности
- Ю.А. Зеликова Стратегии социального производства и воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детей Введение
- Немного о терминологии
- Критерии определения нового обеспеченного класса
- Формирование стиля жизни нового обеспеченного класса
- Роль образования для формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса
- Реконверсия экономического капитала в символический капитал
- Реконверсия экономического капитала в культурный капитал следующего поколения
- Реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка
- Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
- Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
- Заключение
- Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах
- Исторический экскурс
- Потрясения и риски в нестабильных обществах
- Проблема самоидентификации
- Докризисные ориентиры
- Виртуальные страты
- Типология стратегий поиска своей страты
- * * *
- А.Н.Демин Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки
- Цель исследования и его эмпирическая база
- Совладающее поведение
- Конструктивные формы самоорганизации безработных
- Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
- И.П. Попова особенности маргинального статуса безработных специалистов
- Понятие маргинальности
- Безработные специалисты
- Эмпирическая база исследования
- Результаты исследования
- Е. С. Балабанова социально-экономическая зависимость женщины
- Методологические основания исследования
- Субъекты экономической поддержки
- Факторы социально-экономической зависимости
- Последствия зависимости
- В.Н.Титов Вещевой рынок: действующие лица и нормы их взаимоотношений
- I. Общая характеристика исследования
- II. Результаты исследования
- I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
- II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
- III. Выражения, обозначающие нормы и санкции
- Заключение
- Е. В. Жижко российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы
- Трудовая этика православия
- Советские персонифицированные идеалы
- Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
- Образы «труд», «собственность», «богатство», «бедность» в сибирском фольклоре
- Основные результаты исследования
- М.Г.Садовский, а.А.Глисков Права детей и подростков: анализ ситуации и перспективы Проблема
- Объект и предмет исследования
- Результаты исследования правосознания подростков
- Права детей и подростков: представления взрослых
- Заключение
- А.С. Скороходова Социологический анализ феномена подростковых граффити Введение
- Контент-анализ граффити
- Результаты
- Отношение старшеклассников к граффити
- Результаты
- Заключение
- Сведения об авторах