Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
Тексты литературных произведений, изучаемых в конце 1990-х г.г. в средней школе и взятых из учебников и хрестоматий по литературе с 1 по 11 класс (причем отдельно обычных и элитных школ) было основой еще одного исследования. Ведь именно из этих источников (среди тех, которые можно подвергнуть систематическому анализу) информация усваивается наибольшим числом носителей русского языка.
Оказалось, что в обычных школахлитературу и сейчас преподают фактически по тем учебникам, что и в советское время. Для литературных произведений характерна все та же модель положительного героя — нерефлексирующий, уверенный в своих действиях, физически сильный, волевой, целеустремленный (реже интеллектуальный) «супермен»-патриот. Для такого героя в любой ситуации не существует проблемы нравственного выбора. Он всегда прав, всегда уверен: надо делать именно так, а не иначе. Герой действует по заданной схеме, не переосмысливая ее, подчиняясь ей безоговорочно. Текст не допускает критического анализа действий таких герое: авторы неоднократно подчеркивают «положительность» своих героев, активно предлагают их в качестве образцов для подражания. Отсутствие рефлексии делает «супермена» неуязвимым для самого себя, патриотичность — неподсудным для других. Воспевание самопожертвования, героической смерти в борьбе с врагом, за идею также являются очень распространенным в данных текстах.
В так называемых элитных школах (лицеях, гимназиях) программа обучения во много иная, особенно в средних и старших классах. Контент-анализ произведений художественной литературы позволил сделать вывод о том, что внушение моделей супергероев имеет «кастовую» природу и разные «ступени воспитания». В стандартной средней школе чаще всего речь идет о серии подвигов (преимущественно военных, иногда творческих), труде в экстремальных условиях и героической смерти. А в элитной — о серии подвигов (в большинстве своем невоенных, профессионально соотнесенных: для математиков — Софья Ковалевская, для физиков — Галилео Галилей), о жизни-подвиге (посвящение себя высоко результативной научной деятельности), и лишь затем о героической смерти (очень узко, специфично, например, Джордано Бруно).
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету Москва
- Публикация осуществлена в рамках программы “Российские общественные науки: Новая перспектива” при поддержке Фонда Форда (сша).
- Isbn 5-89554-154-2
- Содержание
- Социальная динамика десятилетия и ее отражение в социологических исследованиях (Вместо предисловия)
- Е.И. Иванова новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся россии
- Российская модель брачности
- «Омоложение» рождаемости
- Изменения в нормах сексуального поведения
- «Вынужденные» браки
- Сожительства и внебрачные рождения
- Разводы
- Компоненты изменений в процессе формирования семьи
- Т.Ю. Черкашина Субъективно нормальный доход: факторы дифференциации
- О.А.Александрова Современный идейный контекст становления российского среднего класса Проблема
- Методика исследования
- Отношение к участию граждан в политическом процессе
- Отношение сми к основным политическим институтам
- Отношение сми к демократическому контролю за властью
- Отношение сми к социальному контролю
- Формируемые сми представления о роли государства в рыночной экономике
- Отношение к индивидуализму и солидарности
- Ю.А. Зеликова Стратегии социального производства и воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детей Введение
- Немного о терминологии
- Критерии определения нового обеспеченного класса
- Формирование стиля жизни нового обеспеченного класса
- Роль образования для формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса
- Реконверсия экономического капитала в символический капитал
- Реконверсия экономического капитала в культурный капитал следующего поколения
- Реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка
- Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
- Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
- Заключение
- Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах
- Исторический экскурс
- Потрясения и риски в нестабильных обществах
- Проблема самоидентификации
- Докризисные ориентиры
- Виртуальные страты
- Типология стратегий поиска своей страты
- * * *
- А.Н.Демин Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки
- Цель исследования и его эмпирическая база
- Совладающее поведение
- Конструктивные формы самоорганизации безработных
- Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
- И.П. Попова особенности маргинального статуса безработных специалистов
- Понятие маргинальности
- Безработные специалисты
- Эмпирическая база исследования
- Результаты исследования
- Е. С. Балабанова социально-экономическая зависимость женщины
- Методологические основания исследования
- Субъекты экономической поддержки
- Факторы социально-экономической зависимости
- Последствия зависимости
- В.Н.Титов Вещевой рынок: действующие лица и нормы их взаимоотношений
- I. Общая характеристика исследования
- II. Результаты исследования
- I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
- II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
- III. Выражения, обозначающие нормы и санкции
- Заключение
- Е. В. Жижко российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы
- Трудовая этика православия
- Советские персонифицированные идеалы
- Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
- Образы «труд», «собственность», «богатство», «бедность» в сибирском фольклоре
- Основные результаты исследования
- М.Г.Садовский, а.А.Глисков Права детей и подростков: анализ ситуации и перспективы Проблема
- Объект и предмет исследования
- Результаты исследования правосознания подростков
- Права детей и подростков: представления взрослых
- Заключение
- А.С. Скороходова Социологический анализ феномена подростковых граффити Введение
- Контент-анализ граффити
- Результаты
- Отношение старшеклассников к граффити
- Результаты
- Заключение
- Сведения об авторах