I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
«Бандит» — один из представителей «силового статуса»; лицо, контролирующее определенные рыночные места и получающее прибыль, превышающую официально установленную цену торгового места, за счет сдачи этого места в аренду.Присутствие бандита в рыночном пространстве влияет на увеличение теневых трансакционных издержек. Строго говоря, слово «бандит» не полностью соответствует реальности, поскольку формально-юридически представители этих групп могут арендовать рыночную территорию у того или иного владельца: муниципальных органов, акционерных обществ. Слово «бандит» возникло еще на начальном этапе формирования потребительских рынков, когда в условиях неупорядоченной уличной торговли образовывались криминальные формирования, занимавшиеся вымогательством среди торговцев. Однако понятие удержалось, и объективно в его сохранении заинтересованы представители тех групп, которые идентифицируются в качестве «бандита внешними контрагентами, поскольку значение этого слова и ассоциации, с ним связанные, призваны усилить степень эмоционального воздействия, подчеркнуть возможность применения самых жестких санкций по отношению к предпринимателям, хотя при этом в ходе исследований нам ни разу не пришлось наблюдать реального применения крайних мер воздействия по отношению к нарушителям. Доминирующую позицию этого статуса подчеркивает и специфическая лексика: в основном — матерный язык, символизирующий угрозу, давление, агрессию. При взаимодействии с предпринимателями «бандиты» всячески стремятся акцентировать социальную иерархическую дистанцию, что находит выражение в специфической стрижке, одежде, манере разговора, мимических проявлениях.
«Лох» — обозначение любого субъекта, который был обманут или которого можно обмануть. Молчаливо предполагается, что любой оказавшийся на рынке должен догадываться о возможности мошенничества, обмана, воровства, и потому быть очень осторожным в своих контактах. Для опытных индивидов (как покупателей, так и предпринимателей) вступление на рынок предполагает ожидание каких-либо угроз. Один из наиболее ярких примеров способов одурачивания «лохов» являются«лоходромы» — специфические лотереи, в том числе в виде электронных игр (например, «бега»), которые устраиваются на рынках или в непосредственной близости от них и заключаются в создании атмосферы «азартной игры» с помощью специально набранных сообщников, играющих роль «случайных прохожих». Если организаторам «лоходромов» удается привлечь к участию в игре какого-либо человека, то последний, как правило, в конце игры остается без денег.
«Мент» — представитель органов правопорядка. Данное обозначение используется представителями других статусов. Само слово заимствовано из устоявшегося жаргона уголовной среды.
«Налоговая» — обозначение представителей налоговой инспекции или полиции.Неоднократно приходилось наблюдать случаи массового ухода с рынка продавцов, когда проходил слух о появлении «налоговой». Поскольку появление представителей налоговой службы на рынке не носит столь же регулярного характера, что появление милиции, между предпринимателями и этой службой не могут оформиться устойчивые отношения неформального обмена «власть — деньги».
«Оптовик»—покупатель, приобретающий товар оптом; под оптом может иметься в виду количество, превышающее единицу.Со «старыми», «своими» оптовиками у предпринимателей часто вырабатываются личные отношения и связи. Оптовик, переходящий в эту категорию, как правило, становится партнером по коммерческой деятельности, пользующимся различными льготами (торговые скидки, предоставление товара на «реализацию»).
«Продавец», «рабочий» —наемные работники, владельцы фактора «труда», на определенных условиях (фиксированная оплата или процент от выручки) работающие на «хозяина».По нашим приблизительным оценкам, 80-85% наемных продавцов и рабочих — жители депрессивных Восточных регионов Украины (Донецкая, Запорожская, Харьковская, Луганская области).
«Розница» — обобщенное название розничных покупателей. На крупном оптовом рынке отношение предпринимателей к «рознице» обычно нейтральное или откровенно негативное, поскольку розница может препятствовать потенциальному «оптовику» подойти к торговому месту; розничные покупатели более тщательно проверяют качество товара, что также может отрицательно сказаться на взаимодействии с оптовыми покупателями, в которых предприниматели заинтересованы в большей степени. На тех рынках, где «оптовиков» на которых мало или они вообще отсутствуют, предприниматели и наемные продавцы заинтересованы в продаже каждой единицы товара. И вынуждены работать с каждым отдельным покупателем.
«Хозяин» — предприниматель, осуществляющий коммерческое предприятие за счет имеющегося в его распоряжении товара, арендующий торговое место и нередко использующий наемный труд продавцов и рабочих.В социальном пространстве рынка это более распространенное и принятое понятие чем, например, «челнок». При обращении представителей официальных органов власти или покупателей к торгующим задается вопрос: «Кто хозяин?». Слово «хозяин» традиционно в русском языке имеет более положительный и уважительный оттенок по сравнению с другими обозначениями предпринимателя (бизнесмен, челнок и др.). Употребление слова «хозяин» подчеркивает престижность предпринимательского статуса, выполняя функцию компенсации социально-психологического напряжения, нередко испытываемого рыночными предпринимателями.
«Челнок» — предприниматель, рискующий своим торговым капиталом, осуществляющий самостоятельно поездки за границу с целью приобретения потребительских товаров. Челночество — метафорическое обозначение способа хозяйственной практики. На потребительских рынках отнюдь не все предприниматели являются челноками, поскольку многие приобретают товар, используя различные каналы. Сами предприниматели крайне редко называют себя «челноками», употребляя этот термин скорее с ироническим оттенком. В основном «челнок» — это звание, присваиваемая предпринимателю внешними контрагентами.
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету Москва
- Публикация осуществлена в рамках программы “Российские общественные науки: Новая перспектива” при поддержке Фонда Форда (сша).
- Isbn 5-89554-154-2
- Содержание
- Социальная динамика десятилетия и ее отражение в социологических исследованиях (Вместо предисловия)
- Е.И. Иванова новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся россии
- Российская модель брачности
- «Омоложение» рождаемости
- Изменения в нормах сексуального поведения
- «Вынужденные» браки
- Сожительства и внебрачные рождения
- Разводы
- Компоненты изменений в процессе формирования семьи
- Т.Ю. Черкашина Субъективно нормальный доход: факторы дифференциации
- О.А.Александрова Современный идейный контекст становления российского среднего класса Проблема
- Методика исследования
- Отношение к участию граждан в политическом процессе
- Отношение сми к основным политическим институтам
- Отношение сми к демократическому контролю за властью
- Отношение сми к социальному контролю
- Формируемые сми представления о роли государства в рыночной экономике
- Отношение к индивидуализму и солидарности
- Ю.А. Зеликова Стратегии социального производства и воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детей Введение
- Немного о терминологии
- Критерии определения нового обеспеченного класса
- Формирование стиля жизни нового обеспеченного класса
- Роль образования для формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса
- Реконверсия экономического капитала в символический капитал
- Реконверсия экономического капитала в культурный капитал следующего поколения
- Реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка
- Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
- Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
- Заключение
- Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах
- Исторический экскурс
- Потрясения и риски в нестабильных обществах
- Проблема самоидентификации
- Докризисные ориентиры
- Виртуальные страты
- Типология стратегий поиска своей страты
- * * *
- А.Н.Демин Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки
- Цель исследования и его эмпирическая база
- Совладающее поведение
- Конструктивные формы самоорганизации безработных
- Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
- И.П. Попова особенности маргинального статуса безработных специалистов
- Понятие маргинальности
- Безработные специалисты
- Эмпирическая база исследования
- Результаты исследования
- Е. С. Балабанова социально-экономическая зависимость женщины
- Методологические основания исследования
- Субъекты экономической поддержки
- Факторы социально-экономической зависимости
- Последствия зависимости
- В.Н.Титов Вещевой рынок: действующие лица и нормы их взаимоотношений
- I. Общая характеристика исследования
- II. Результаты исследования
- I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
- II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
- III. Выражения, обозначающие нормы и санкции
- Заключение
- Е. В. Жижко российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы
- Трудовая этика православия
- Советские персонифицированные идеалы
- Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
- Образы «труд», «собственность», «богатство», «бедность» в сибирском фольклоре
- Основные результаты исследования
- М.Г.Садовский, а.А.Глисков Права детей и подростков: анализ ситуации и перспективы Проблема
- Объект и предмет исследования
- Результаты исследования правосознания подростков
- Права детей и подростков: представления взрослых
- Заключение
- А.С. Скороходова Социологический анализ феномена подростковых граффити Введение
- Контент-анализ граффити
- Результаты
- Отношение старшеклассников к граффити
- Результаты
- Заключение
- Сведения об авторах