Заключение
На основании проделанного анализа можно сделать некоторые обобщения и выводы относительно норм взаимодействия на городском вещевом рынке.
Вещевой рынок не является исключительно экономическим феноменом, для которого характерны все закономерности, описываемые школами mainstream economics. Он демонстрирует постоянное отклонение от состояния равновесия, принципов эффективной рациональности, добровольности, строгого следования контрагентов нормативному порядку, задаваемому «большим обществом».
Функционирование вещевого рынка обусловлено не только собственно экономическими закономерностями, но и интерсубъективными взаимодействиями, обусловленного системой взаимных ожиданий, мотивов, ценностей, определений реальности, установок, знаково-символических систем и т.д..
Горизонтальные связи образуются в основном между продавцом и покупателями, объектом обмена между которыми выступают товар и деньги.Вертикальные связи, предполагающие асимметричные обмены, включающие элементы принуждения и давления, формируются между предпринимателями и их наемными работниками, с одной стороны, и между предпринимателями, наемными работниками и представителями «силовых статусов», объектом обмена ними является возможность реализации властных полномочий и деньги — с другой.
Можно также говорить о специфической системе мотивов и стимулов, характерной для института вещевого рынка. Так, если мотив формирует исходную установку на действие на индивидуальном уровне, то набор стимулов задается извне правилами и нормами, устанавливаемыми администрацией рынка и официальными институтами «большого общества»
Таким образом, рынок представляет собой открытую систему, допускающую сосуществование множество культурных образцов и моделей поведения.
На фоне реального культурного плюрализма, предопределяющего специфику взаимодействий и практик различных групп контрагентов, сформировалась общая для всех участников рыночных обменов культурная среда, своеобразная традиция, выполняющая роль «центра» в трактовке Э.Шилза159. Эта доминирующая культура «центра», задающая единые для «периферийных» культурных образований рамки значений, символов, норм и стимулов, наиболее полно отражается в специфическом рыночном тезаурусе, который понятен большинству рыночных контрагентов. «Центром» или референтной группой в настоящих неформальных по преимуществу отношениях, по нашему мнению, являются представители «силовых статусов», а точнее, — та часть, которая тем или иным образом идентифицируется с криминальной или связанной с ней социальной средой. Свидетельством этого выступает преобладающая по объему и, главное, фиксирующая обозначения статусных позиций, а также специфику норм и санкций, лексика криминального жаргона, включенная в рыночный тезаурус.
Но все же среди главных действующих лиц на рынке — предпринимателей — есть тенденция к легализации, которую проявляют те из них, которые придерживаются активной тактики.
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету Москва
- Публикация осуществлена в рамках программы “Российские общественные науки: Новая перспектива” при поддержке Фонда Форда (сша).
- Isbn 5-89554-154-2
- Содержание
- Социальная динамика десятилетия и ее отражение в социологических исследованиях (Вместо предисловия)
- Е.И. Иванова новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся россии
- Российская модель брачности
- «Омоложение» рождаемости
- Изменения в нормах сексуального поведения
- «Вынужденные» браки
- Сожительства и внебрачные рождения
- Разводы
- Компоненты изменений в процессе формирования семьи
- Т.Ю. Черкашина Субъективно нормальный доход: факторы дифференциации
- О.А.Александрова Современный идейный контекст становления российского среднего класса Проблема
- Методика исследования
- Отношение к участию граждан в политическом процессе
- Отношение сми к основным политическим институтам
- Отношение сми к демократическому контролю за властью
- Отношение сми к социальному контролю
- Формируемые сми представления о роли государства в рыночной экономике
- Отношение к индивидуализму и солидарности
- Ю.А. Зеликова Стратегии социального производства и воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детей Введение
- Немного о терминологии
- Критерии определения нового обеспеченного класса
- Формирование стиля жизни нового обеспеченного класса
- Роль образования для формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса
- Реконверсия экономического капитала в символический капитал
- Реконверсия экономического капитала в культурный капитал следующего поколения
- Реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка
- Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
- Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
- Заключение
- Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах
- Исторический экскурс
- Потрясения и риски в нестабильных обществах
- Проблема самоидентификации
- Докризисные ориентиры
- Виртуальные страты
- Типология стратегий поиска своей страты
- * * *
- А.Н.Демин Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки
- Цель исследования и его эмпирическая база
- Совладающее поведение
- Конструктивные формы самоорганизации безработных
- Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
- И.П. Попова особенности маргинального статуса безработных специалистов
- Понятие маргинальности
- Безработные специалисты
- Эмпирическая база исследования
- Результаты исследования
- Е. С. Балабанова социально-экономическая зависимость женщины
- Методологические основания исследования
- Субъекты экономической поддержки
- Факторы социально-экономической зависимости
- Последствия зависимости
- В.Н.Титов Вещевой рынок: действующие лица и нормы их взаимоотношений
- I. Общая характеристика исследования
- II. Результаты исследования
- I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
- II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
- III. Выражения, обозначающие нормы и санкции
- Заключение
- Е. В. Жижко российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы
- Трудовая этика православия
- Советские персонифицированные идеалы
- Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
- Образы «труд», «собственность», «богатство», «бедность» в сибирском фольклоре
- Основные результаты исследования
- М.Г.Садовский, а.А.Глисков Права детей и подростков: анализ ситуации и перспективы Проблема
- Объект и предмет исследования
- Результаты исследования правосознания подростков
- Права детей и подростков: представления взрослых
- Заключение
- А.С. Скороходова Социологический анализ феномена подростковых граффити Введение
- Контент-анализ граффити
- Результаты
- Отношение старшеклассников к граффити
- Результаты
- Заключение
- Сведения об авторах