Контент-анализ граффити
Выборка и метод. Объектом исследования являлись граффити на зданиях государственных школ. Материал собирался в течение ноября 1998 года. Были обследованы 18 школ одного из центральных районов Санкт-Петербурга, что составило 70% всех государственных школ, расположенных в данном районе города.
Собирались надписи, расположенные на наружных частях школьных зданий. Другие объекты (дома, гаражи, будки, игровые площадки, заборы), содержащие граффити и находящиеся вблизи школ, в рассмотрение не включались. Мы исходили из того, что надписи сделаны главным образом учениками соответствующих школ. Этому отчасти способствует и типичная архитектурная организация школьных зданий: как правило, школы расположены в некотором отдалении от проезжей части, имеют свой скверик или двор, иногда отделенный оградкой. Тем не менее возможно, что некоторые надписи сделаны учениками других школ, жителями близлежащих домов, прохожими.
Надписью считалось высказывание, сделанное одним автором и представляющее законченную мысль. Для идентификации единиц сбора (отдельных граффити) использовались следующие признаки: вид инструмента, почерк, смысловая связанность. Исходя из этих признаков в качестве единичной надписи могли фигурировать как отдельное слово, так и целая фраза или сочетание слов и символов (например, «Толик», «Кино — сила», «Мы здесь были»). Надписи, содержащие комментарии к уже имеющимся граффити, сделанные поверх старых, или зачеркивания считались отдельным высказыванием. Каждая надпись дословно переносилась на карточку, ей присваивался индивидуальный номер, она кодировалась по номеру школы. Затем каждая единица относилась к одной из 9 взаимоисключающих категорий (табл. 1).
Таблица 1. Категории надписей, их описание, примеры
Содержательная категория | Описание | Примеры |
Ругательства
| Грубые с точки зрения общепринятых языковых норм выражения, не адресованные конкретному лицу или группе | сука лох |
(Продолжение таблицы 1.)
Оскорбления личные | Грубые слова и выражения, адресованные конкретным лицам | Вася лох Марья Ивановна чмо! |
Субкультура | Названия и символы музыкальных групп, имена исполнителей, знаки спортивных команд, не содержащие агрессивных высказываний в чей-либо адрес, в том числе имена, снабженные субкультурной символикой | Кино Нирвана кайф Вася 1998 |
Оскорбления в адрес групп | Надписи, содержащие пренебрежительные слова и выражения в адрес музыкальных направлений, спортивных команд, какой-либо школы и т. п. | Кислота -тормозня RAP — лажа |
Романтические отношения | Упоминания о привязанностях и дружбе, не носящие сексуального характера | Вася + Маша = любовь Герман П., love me! |
Имена | Имена, клички, даты, отметки о пребывании | Аня, Катя Я здесь был |
Секс | Выражения сексуальных желаний, сексуальные предложения, изображения половых органов | Дайте мне девушку! Хочу трахаться тел.[указан телефон ] |
Обучение в школе | Надписи и рисунки, имеющие отношение к изучаемым в школе предметам | 50+56 = C2H5OH |
Юмор | Смешные надписи и рисунки | Тук-тук — это глюк Дерни за ручку – получишь сучку |
Разное | Надписи и знаки, которые не могут быть отнесены ни к одной из перечисленных категорий | мама № |
Двум судьям, не знакомым с целями исследования, было предложено независимо классифицировать в соответствии с описанной классификацией 12% выборки. Согласованность их суждений составила 69%, что было принято как приемлемый уровень надежности классификации. Следует заметить, что показатель согласованности оказался бы выше, если бы судьи были в большей степени знакомы с музыкой, популярной в подростковой среде. Расхождения касались в основном категорий «субкультура» и «разное».
Далее была проведена процедура группировки обследованных школ по типу. В качестве основного признака было взято наличие или отсутствие в школе конкурсного набора. В результате группировки по этим признакам к группе школ без конкурсного набора (в дальнейшем для краткости «обычные» школы) было отнесено 11 школ, к группе «других» школ — 7.
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету Москва
- Публикация осуществлена в рамках программы “Российские общественные науки: Новая перспектива” при поддержке Фонда Форда (сша).
- Isbn 5-89554-154-2
- Содержание
- Социальная динамика десятилетия и ее отражение в социологических исследованиях (Вместо предисловия)
- Е.И. Иванова новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся россии
- Российская модель брачности
- «Омоложение» рождаемости
- Изменения в нормах сексуального поведения
- «Вынужденные» браки
- Сожительства и внебрачные рождения
- Разводы
- Компоненты изменений в процессе формирования семьи
- Т.Ю. Черкашина Субъективно нормальный доход: факторы дифференциации
- О.А.Александрова Современный идейный контекст становления российского среднего класса Проблема
- Методика исследования
- Отношение к участию граждан в политическом процессе
- Отношение сми к основным политическим институтам
- Отношение сми к демократическому контролю за властью
- Отношение сми к социальному контролю
- Формируемые сми представления о роли государства в рыночной экономике
- Отношение к индивидуализму и солидарности
- Ю.А. Зеликова Стратегии социального производства и воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детей Введение
- Немного о терминологии
- Критерии определения нового обеспеченного класса
- Формирование стиля жизни нового обеспеченного класса
- Роль образования для формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса
- Реконверсия экономического капитала в символический капитал
- Реконверсия экономического капитала в культурный капитал следующего поколения
- Реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка
- Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
- Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
- Заключение
- Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах
- Исторический экскурс
- Потрясения и риски в нестабильных обществах
- Проблема самоидентификации
- Докризисные ориентиры
- Виртуальные страты
- Типология стратегий поиска своей страты
- * * *
- А.Н.Демин Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки
- Цель исследования и его эмпирическая база
- Совладающее поведение
- Конструктивные формы самоорганизации безработных
- Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
- И.П. Попова особенности маргинального статуса безработных специалистов
- Понятие маргинальности
- Безработные специалисты
- Эмпирическая база исследования
- Результаты исследования
- Е. С. Балабанова социально-экономическая зависимость женщины
- Методологические основания исследования
- Субъекты экономической поддержки
- Факторы социально-экономической зависимости
- Последствия зависимости
- В.Н.Титов Вещевой рынок: действующие лица и нормы их взаимоотношений
- I. Общая характеристика исследования
- II. Результаты исследования
- I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
- II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
- III. Выражения, обозначающие нормы и санкции
- Заключение
- Е. В. Жижко российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы
- Трудовая этика православия
- Советские персонифицированные идеалы
- Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
- Образы «труд», «собственность», «богатство», «бедность» в сибирском фольклоре
- Основные результаты исследования
- М.Г.Садовский, а.А.Глисков Права детей и подростков: анализ ситуации и перспективы Проблема
- Объект и предмет исследования
- Результаты исследования правосознания подростков
- Права детей и подростков: представления взрослых
- Заключение
- А.С. Скороходова Социологический анализ феномена подростковых граффити Введение
- Контент-анализ граффити
- Результаты
- Отношение старшеклассников к граффити
- Результаты
- Заключение
- Сведения об авторах