logo
Материалы для изучения социологии / Основы социологии

Контент-анализ граффити

Выборка и метод. Объектом исследования являлись граффити на зданиях государственных школ. Материал собирался в течение ноября 1998 года. Были обследованы 18 школ одного из центральных районов Санкт-Петербурга, что составило 70% всех государственных школ, расположенных в данном районе города.

Собирались надписи, расположенные на наружных частях школьных зданий. Другие объекты (дома, гаражи, будки, игровые площадки, заборы), содержащие граффити и находящиеся вблизи школ, в рассмотрение не включались. Мы исходили из того, что надписи сделаны главным образом учениками соответствующих школ. Этому отчасти способствует и типичная архитектурная организация школьных зданий: как правило, школы расположены в некотором отдалении от проезжей части, имеют свой скверик или двор, иногда отделенный оградкой. Тем не менее возможно, что некоторые надписи сделаны учениками других школ, жителями близлежащих домов, прохожими.

Надписью считалось высказывание, сделанное одним автором и представляющее законченную мысль. Для идентификации единиц сбора (отдельных граффити) использовались следующие признаки: вид инструмента, почерк, смысловая связанность. Исходя из этих признаков в качестве единичной надписи могли фигурировать как отдельное слово, так и целая фраза или сочетание слов и символов (например, «Толик», «Кино — сила», «Мы здесь были»). Надписи, содержащие комментарии к уже имеющимся граффити, сделанные поверх старых, или зачеркивания считались отдельным высказыванием. Каждая надпись дословно переносилась на карточку, ей присваивался индивидуальный номер, она кодировалась по номеру школы. Затем каждая единица относилась к одной из 9 взаимоисключающих категорий (табл. 1).

Таблица 1. Категории надписей, их описание, примеры

Содержательная категория

Описание

Примеры

Ругательства

Грубые с точки зрения общепринятых языковых норм выражения, не адресованные конкретному лицу или группе

сука

лох

(Продолжение таблицы 1.)

Оскорбления личные

Грубые слова и выражения, адресованные конкретным лицам

Вася лох

Марья Ивановна чмо!

Субкультура

Названия и символы музыкальных групп, имена исполнителей, знаки спортивных команд, не содержащие агрессивных высказываний в чей-либо адрес, в том числе имена, снабженные субкультурной символикой

Кино

Нирвана кайф

Вася 1998

Оскорбления в адрес групп

Надписи, содержащие пренебрежительные слова и выражения в адрес музыкальных направлений, спортивных команд, какой-либо школы и т. п.

Кислота -тормозня

RAP — лажа

Романтические отношения

Упоминания о привязанностях и дружбе, не носящие сексуального характера

Вася + Маша = любовь

Герман П., love me!

Имена

Имена, клички, даты, отметки о пребывании

Аня, Катя

Я здесь был

Секс

Выражения сексуальных желаний, сексуальные предложения, изображения половых органов

Дайте мне девушку!

Хочу трахаться

тел.[указан телефон ]

Обучение в школе

Надписи и рисунки, имеющие отношение к изучаемым в школе предметам

50+56 =

C2H5OH

Юмор

Смешные надписи и рисунки

Тук-тук — это глюк

Дерни за ручку – получишь сучку

Разное

Надписи и знаки, которые не могут быть отнесены ни к одной из перечисленных категорий

мама

Двум судьям, не знакомым с целями исследования, было предложено независимо классифицировать в соответствии с описанной классификацией 12% выборки. Согласованность их суждений составила 69%, что было принято как приемлемый уровень надежности классификации. Следует заметить, что показатель согласованности оказался бы выше, если бы судьи были в большей степени знакомы с музыкой, популярной в подростковой среде. Расхождения касались в основном категорий «субкультура» и «разное».

Далее была проведена процедура группировки обследованных школ по типу. В качестве основного признака было взято наличие или отсутствие в школе конкурсного набора. В результате группировки по этим признакам к группе школ без конкурсного набора (в дальнейшем для краткости «обычные» школы) было отнесено 11 школ, к группе «других» школ — 7.