logo
Материалы для изучения социологии / Основы социологии

Немного о терминологии

Новую социальную группу, состоящую из богатых людей, часто называют «новыми русскими». Этот термин, вполне вероятно, впервые появился в 1992 году в газете «Коммерсант». В то время, по мнению этой газеты, так можно было назвать молодых людей, занимающихся предпринимательской деятельностью и достигнувших в ней определенных успехов, это люди которые «взяли на себя нелегкую задачу возрождения России»47. Со временем, этот журналистский штамп получил широкое хождение, и оброс таким количеством отрицательных коннотаций, мифов и анекдотов, что сегодня уже невозможно понять, о ком идет речь, когда говорят «новый русский».

Более того. На вопрос «кто такие новые русские?» я часто получала ответ, который содержал негативное отношение к этому социальному слою, несмотря на то, что исходил от людей, явно к нему относящихся. «Новый русский — это новый богатый человек, с низкой культурой и сильно развитым хватальным рефлексом».

Иными словами, термин «новые русские» является настолько перегруженным, противоречивым и негативно окрашенным, что им невозможно пользоваться в научных целях, по крайней мере, в целях данного исследования.

В социологических исследованиях, людей, принадлежащих к новому обеспеченному слою, часто называют просто предприниматели. При этом, данному термину дают совершенно разные определения. В одном случае, так называют людей, которые «самостоятельно оперируют собственностью в сфере производства, обмена, обращения»48. В другом — деловых, находчивых, творчески мыслящих, действующих в хозяйственной сфере49; к предпринимателям иногда относят не только владельцев собственных предприятий, но и высокооплачиваемых наемных работников, как российских, так и западных фирм, менеджеров, управляющих банками и т.д., имея в виду всех людей связанных с бизнесом и имеющих достаточно высокий доход50.

Совершенно очевидно, что во всех приведенных примерах, по сформулированным определениям можно составить разные группы людей, которые пересекаются друг с другом, но не совпадают.

Т.И.Заславская предложила ввести понятие «бизнес-слой», которое объединяет всех, кто хоть как-то связан с бизнесом. Этот слой охватывает «всю совокупность субъектов производственной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли»51.

Из данного определения видно, что с одной стороны, понятие бизнес-слой гораздо шире, чем слой обеспеченных людей, а с другой — в него не попадают люди, чье материальное благополучие не связано с работой в сфере бизнеса. Это относится к профессионалам высокого уровня, например, юристам, специалистам по компьютерам, и т.д.

Таким образом, в российской исследовательской литературе не существует единого социологического термина, который определял бы новый социальный слой богатых людей. Кроме этого, и в научной литературе, и общественном мнении, существует крайне не однозначное отношение к ним. В западной социологической традиции, существует понятие «upper-middle class», но в российских условиях им трудно пользоваться, так как этим термином кроме обозначения лиц высокого материально положения обозначают еще и лиц, приверженных к определенным ценностям, нормам и установкам, которые еще только формируются в современной России.

В данной работе, для определения, интересующего меня социального слоя, я использую термин новый обеспеченный класс России.«Новый» —потому, что люди, принадлежащие к этому классу, демонстрируют новые практики повседневной жизни. Эти практики не имеют однозначного социального оценивания, так как возникли совсем недавно, но тем не претендуют на социальный престиж. «Обеспеченный» — потому, что эти практики в первую очередь демонстрируют материальную состоятельность членов социальной группы.