Немного о терминологии
Новую социальную группу, состоящую из богатых людей, часто называют «новыми русскими». Этот термин, вполне вероятно, впервые появился в 1992 году в газете «Коммерсант». В то время, по мнению этой газеты, так можно было назвать молодых людей, занимающихся предпринимательской деятельностью и достигнувших в ней определенных успехов, это люди которые «взяли на себя нелегкую задачу возрождения России»47. Со временем, этот журналистский штамп получил широкое хождение, и оброс таким количеством отрицательных коннотаций, мифов и анекдотов, что сегодня уже невозможно понять, о ком идет речь, когда говорят «новый русский».
Более того. На вопрос «кто такие новые русские?» я часто получала ответ, который содержал негативное отношение к этому социальному слою, несмотря на то, что исходил от людей, явно к нему относящихся. «Новый русский — это новый богатый человек, с низкой культурой и сильно развитым хватальным рефлексом».
Иными словами, термин «новые русские» является настолько перегруженным, противоречивым и негативно окрашенным, что им невозможно пользоваться в научных целях, по крайней мере, в целях данного исследования.
В социологических исследованиях, людей, принадлежащих к новому обеспеченному слою, часто называют просто предприниматели. При этом, данному термину дают совершенно разные определения. В одном случае, так называют людей, которые «самостоятельно оперируют собственностью в сфере производства, обмена, обращения»48. В другом — деловых, находчивых, творчески мыслящих, действующих в хозяйственной сфере49; к предпринимателям иногда относят не только владельцев собственных предприятий, но и высокооплачиваемых наемных работников, как российских, так и западных фирм, менеджеров, управляющих банками и т.д., имея в виду всех людей связанных с бизнесом и имеющих достаточно высокий доход50.
Совершенно очевидно, что во всех приведенных примерах, по сформулированным определениям можно составить разные группы людей, которые пересекаются друг с другом, но не совпадают.
Т.И.Заславская предложила ввести понятие «бизнес-слой», которое объединяет всех, кто хоть как-то связан с бизнесом. Этот слой охватывает «всю совокупность субъектов производственной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли»51.
Из данного определения видно, что с одной стороны, понятие бизнес-слой гораздо шире, чем слой обеспеченных людей, а с другой — в него не попадают люди, чье материальное благополучие не связано с работой в сфере бизнеса. Это относится к профессионалам высокого уровня, например, юристам, специалистам по компьютерам, и т.д.
Таким образом, в российской исследовательской литературе не существует единого социологического термина, который определял бы новый социальный слой богатых людей. Кроме этого, и в научной литературе, и общественном мнении, существует крайне не однозначное отношение к ним. В западной социологической традиции, существует понятие «upper-middle class», но в российских условиях им трудно пользоваться, так как этим термином кроме обозначения лиц высокого материально положения обозначают еще и лиц, приверженных к определенным ценностям, нормам и установкам, которые еще только формируются в современной России.
В данной работе, для определения, интересующего меня социального слоя, я использую термин новый обеспеченный класс России.«Новый» —потому, что люди, принадлежащие к этому классу, демонстрируют новые практики повседневной жизни. Эти практики не имеют однозначного социального оценивания, так как возникли совсем недавно, но тем не претендуют на социальный престиж. «Обеспеченный» — потому, что эти практики в первую очередь демонстрируют материальную состоятельность членов социальной группы.
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету Москва
- Публикация осуществлена в рамках программы “Российские общественные науки: Новая перспектива” при поддержке Фонда Форда (сша).
- Isbn 5-89554-154-2
- Содержание
- Социальная динамика десятилетия и ее отражение в социологических исследованиях (Вместо предисловия)
- Е.И. Иванова новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся россии
- Российская модель брачности
- «Омоложение» рождаемости
- Изменения в нормах сексуального поведения
- «Вынужденные» браки
- Сожительства и внебрачные рождения
- Разводы
- Компоненты изменений в процессе формирования семьи
- Т.Ю. Черкашина Субъективно нормальный доход: факторы дифференциации
- О.А.Александрова Современный идейный контекст становления российского среднего класса Проблема
- Методика исследования
- Отношение к участию граждан в политическом процессе
- Отношение сми к основным политическим институтам
- Отношение сми к демократическому контролю за властью
- Отношение сми к социальному контролю
- Формируемые сми представления о роли государства в рыночной экономике
- Отношение к индивидуализму и солидарности
- Ю.А. Зеликова Стратегии социального производства и воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детей Введение
- Немного о терминологии
- Критерии определения нового обеспеченного класса
- Формирование стиля жизни нового обеспеченного класса
- Роль образования для формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса
- Реконверсия экономического капитала в символический капитал
- Реконверсия экономического капитала в культурный капитал следующего поколения
- Реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка
- Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
- Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
- Заключение
- Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах
- Исторический экскурс
- Потрясения и риски в нестабильных обществах
- Проблема самоидентификации
- Докризисные ориентиры
- Виртуальные страты
- Типология стратегий поиска своей страты
- * * *
- А.Н.Демин Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки
- Цель исследования и его эмпирическая база
- Совладающее поведение
- Конструктивные формы самоорганизации безработных
- Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
- И.П. Попова особенности маргинального статуса безработных специалистов
- Понятие маргинальности
- Безработные специалисты
- Эмпирическая база исследования
- Результаты исследования
- Е. С. Балабанова социально-экономическая зависимость женщины
- Методологические основания исследования
- Субъекты экономической поддержки
- Факторы социально-экономической зависимости
- Последствия зависимости
- В.Н.Титов Вещевой рынок: действующие лица и нормы их взаимоотношений
- I. Общая характеристика исследования
- II. Результаты исследования
- I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
- II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
- III. Выражения, обозначающие нормы и санкции
- Заключение
- Е. В. Жижко российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы
- Трудовая этика православия
- Советские персонифицированные идеалы
- Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
- Образы «труд», «собственность», «богатство», «бедность» в сибирском фольклоре
- Основные результаты исследования
- М.Г.Садовский, а.А.Глисков Права детей и подростков: анализ ситуации и перспективы Проблема
- Объект и предмет исследования
- Результаты исследования правосознания подростков
- Права детей и подростков: представления взрослых
- Заключение
- А.С. Скороходова Социологический анализ феномена подростковых граффити Введение
- Контент-анализ граффити
- Результаты
- Отношение старшеклассников к граффити
- Результаты
- Заключение
- Сведения об авторах