Заключение
Стиль жизни нового обеспеченного класса характеризуется престижным статусным потреблением. Это потребление позволяет группе самоидентифицироваться и дистанцироваться от других социальных групп. Можно сказать, что социальная среда вынуждает индивидуумов к такому потреблению, если они хотят принадлежать к данной социальной среде.
Новый обеспеченный класс России претендует на роль высокостатусной социальной группы, но для этого ему не хватает социального престижа, символического капитала. С этой целью, новая социальная среда сама формирует систему элитного образования, в которую стремится допускать только представителей своей социальной группы. Таким образом, создание системы элитного образования является способом приобретения авторитета и власти нового обеспеченного класса России.
Западное образование, кроме приобретения авторитета и престижа, для нового обеспеченного класса России, дает еще и возможность воспроизводства определенных его социальных позиций. Оно используется и для решения персональных проблем, причинами возникновения которых являются условия формирования данного социального слоя. Таким образом, плату за образование можно рассматривать как реконверсию экономического капитала в образовательный капитал второго поколения, так как это является стратегией, направленной на сохранение социального статуса.
В ходе исследования было выявлено несколько стратегий реконверсии экономического капитала. В современной России выбор стратегии реконверсии капитала зависит от занимаемой рыночной позиции, а также опыта, полученного в ходе социализации, проходившей в обществе с другой социальной структурой, другими нормами поведения и другими ценностями. Таким образом, различные интересы, которые движут представителями нового обеспеченного класса в стремлении к западному образованию, объясняются не различиями в объеме культурного капитала, как говорил Бурдье, а существующими внутриклассовыми различиями. Этот факт очень важен для понимания проблем формирования нового социального слоя, состоящего из богатых людей.
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету Москва
- Публикация осуществлена в рамках программы “Российские общественные науки: Новая перспектива” при поддержке Фонда Форда (сша).
- Isbn 5-89554-154-2
- Содержание
- Социальная динамика десятилетия и ее отражение в социологических исследованиях (Вместо предисловия)
- Е.И. Иванова новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся россии
- Российская модель брачности
- «Омоложение» рождаемости
- Изменения в нормах сексуального поведения
- «Вынужденные» браки
- Сожительства и внебрачные рождения
- Разводы
- Компоненты изменений в процессе формирования семьи
- Т.Ю. Черкашина Субъективно нормальный доход: факторы дифференциации
- О.А.Александрова Современный идейный контекст становления российского среднего класса Проблема
- Методика исследования
- Отношение к участию граждан в политическом процессе
- Отношение сми к основным политическим институтам
- Отношение сми к демократическому контролю за властью
- Отношение сми к социальному контролю
- Формируемые сми представления о роли государства в рыночной экономике
- Отношение к индивидуализму и солидарности
- Ю.А. Зеликова Стратегии социального производства и воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детей Введение
- Немного о терминологии
- Критерии определения нового обеспеченного класса
- Формирование стиля жизни нового обеспеченного класса
- Роль образования для формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса
- Реконверсия экономического капитала в символический капитал
- Реконверсия экономического капитала в культурный капитал следующего поколения
- Реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка
- Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
- Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
- Заключение
- Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах
- Исторический экскурс
- Потрясения и риски в нестабильных обществах
- Проблема самоидентификации
- Докризисные ориентиры
- Виртуальные страты
- Типология стратегий поиска своей страты
- * * *
- А.Н.Демин Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки
- Цель исследования и его эмпирическая база
- Совладающее поведение
- Конструктивные формы самоорганизации безработных
- Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
- И.П. Попова особенности маргинального статуса безработных специалистов
- Понятие маргинальности
- Безработные специалисты
- Эмпирическая база исследования
- Результаты исследования
- Е. С. Балабанова социально-экономическая зависимость женщины
- Методологические основания исследования
- Субъекты экономической поддержки
- Факторы социально-экономической зависимости
- Последствия зависимости
- В.Н.Титов Вещевой рынок: действующие лица и нормы их взаимоотношений
- I. Общая характеристика исследования
- II. Результаты исследования
- I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
- II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
- III. Выражения, обозначающие нормы и санкции
- Заключение
- Е. В. Жижко российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы
- Трудовая этика православия
- Советские персонифицированные идеалы
- Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
- Образы «труд», «собственность», «богатство», «бедность» в сибирском фольклоре
- Основные результаты исследования
- М.Г.Садовский, а.А.Глисков Права детей и подростков: анализ ситуации и перспективы Проблема
- Объект и предмет исследования
- Результаты исследования правосознания подростков
- Права детей и подростков: представления взрослых
- Заключение
- А.С. Скороходова Социологический анализ феномена подростковых граффити Введение
- Контент-анализ граффити
- Результаты
- Отношение старшеклассников к граффити
- Результаты
- Заключение
- Сведения об авторах