Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4—9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.
А. К. Железнова предлагает выделить следующие этапы раба ты социального педагога с семьей в рамках патронажа.
1-й этап. Знакомство. Договор с семьей.
Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.
2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
3-й этап. Сбор информации о семье:
Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:
состав семьи;
характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
способности и возможности членов семьи;
уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
- состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
4-й этап.Анализ информации о семье.
Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.
5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.
Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.
6-й этап.Выход из семьи.
По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи.
В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии и т.д.
Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц «группы риска» и девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, проститутки и т.п.).
- Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Тема 2. Естественная природа и социальная сущность человека. Процесс развития личности.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 4. Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 6. Законы, закономерности и принципы обучения.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Формы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- Тема 9. Общее понятие о системе методов. Классификации методов обучения и их характеристика.
- Тема 10. Общее понятие педагогических технологий. Характеристика основных групп педагогических технологий.
- Тема 11. Сущность и содержание процесса воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Тема 12. Цель воспитания как педагогическая проблема. Система целей воспитания.
- Тема 13. Движущие силы воспитания.
- Тема 14. Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Тема 15. Формы организации процесса воспитания, их назначение. Условия педагогического поиска форм воспитания.
- Тема 16. Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Тема 17. Принципы воспитания, их характеристика.
- Тема 18. Общие методы и приемы воспитания.
- Тема 19. Общие закономерности воспитания, их характеристика.
- Тема 20. Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- 2.2. Социальная педагогика
- Тема 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- Тема 2. История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- Тема 3. Социальная педагогика в России: исторический опыт.
- Тема 4. Основные направления и формы социально-педагогической практики в современных условиях.
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 6. Основные направления, формы и методы профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.
- Тема 7. Основные проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Тема 8. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность, факторы и механизмы социализации.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 10. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы.
- Тема 11. Теоретические основы, проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности. Основы социальной работы
- Тема 1. Феноменология понятия «социальная работа». Понятийное пространство, объект, субъект социальной работы.
- Тема 2. Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Тема 3. Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Тема 4. Этический и профессиональный кодекс социального работника
- Тема 5. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Тема 6. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Тема 7. Типы теорий и моделей социальной работы.
- Тема 8. Понятие «метод» в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач.
- Тема 9. Классификация методов в зависимости от количества клиентов.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 11. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика, адаптация).
- Тема 12. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (коррекция и терапия, реабилитация).
- Тема 13. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 16. Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Тема 17. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Тема 18. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Тема 19. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Тема 20. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Тема 21. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Тема 22. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства. Мтрсп
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.