Тема 13. Движущие силы воспитания.
Процесс воспитания диалектичен. Это выражение его развития, динамичности, изменчивости. Диалектика ВП раскрывается в его противоречиях.
1.Объективные внешние противоречия обусловлены социальными процессами и явлениями.
- Противоречия, порождённые глобальными политическими, экологическими, экономическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и в стране.
- Противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодёжи, отражающими социокультурную, возрастную и информационную ситуацию развития.
- Противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений: нуклеаризация семьи и, как следствие, ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия, усиливающееся стремление молодёжи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость, утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации.
- Между школой семьёй.
2. Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса.
- Противоречие между активно-деятельностной природой ребёнка и социально-педагогическими условиями его жизни. Оно концентрируется рядом частных причин: т.е. между общественными интересами и интересами личности, между коллективом и личностью, между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями УВП.
- Противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесс.
- Противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах д-ти: д-ть заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека.
- Противоречие, порождённые реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляет общество, школа, родители.
- Противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов. Например, в значительной части определений цели и задач школы на первый план ставится «подготовка к жизни», тогда как дети вовсе не собираются готовиться к жизни – они живут, живут насыщенно, напряжённо…
Половина человечества ещё как бы не существует. Жизнь её – шутка, стремления – наивны, чувства – мимолетны, взгляды – смешны. Да, дети отличаются от взрослых, в жизни ребёнка чего-то недостаёт, а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь – действительность, а не фантазия» (Корчак Я. Как любить ребёнка// Педагогическое наследие. – М, 1991, С.23).
- Противоречия между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.
- Противоречия между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребёнок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.
3. Субъективные противоречия,порождённые несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений.
- Противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию, многопредметностью и многоцелевым характером УВП в учреждениях образования.
- Противоречие между отставанием генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщённые знания и умения (Сластёнин).
- Противоречие между формальным признанием определяющего значения д-ти в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания.
- Противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче.
Кроме перечисленных, существуют противоречия в самих компонентах воспитательного процесса, которые тоже являются его движущими силами. Это внутренние противоречия в содержании, средствах, методах, формах и др.
Т.о. воспитательный процесс – это очень сложная многокомпонентная система, которая содержит множество противоречий (внешних, внутренних, объективный, субъективных), находящихся в сложном, но внутренне необходимом единстве и взаимопроникновении.
Педагог должен знать:
Истоки внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий.
Причины и следствия педагогических ошибок, которые могут спровоцировать противоречия.
Педагог должен уметь:
Анализировать и объективно оценивать внутренние и внешние условия, в которых протекает воспитательный процесс.
Находить пути и способы разрешения и устранения противоречий
- Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Тема 2. Естественная природа и социальная сущность человека. Процесс развития личности.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 4. Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 6. Законы, закономерности и принципы обучения.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Формы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- Тема 9. Общее понятие о системе методов. Классификации методов обучения и их характеристика.
- Тема 10. Общее понятие педагогических технологий. Характеристика основных групп педагогических технологий.
- Тема 11. Сущность и содержание процесса воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Тема 12. Цель воспитания как педагогическая проблема. Система целей воспитания.
- Тема 13. Движущие силы воспитания.
- Тема 14. Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Тема 15. Формы организации процесса воспитания, их назначение. Условия педагогического поиска форм воспитания.
- Тема 16. Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Тема 17. Принципы воспитания, их характеристика.
- Тема 18. Общие методы и приемы воспитания.
- Тема 19. Общие закономерности воспитания, их характеристика.
- Тема 20. Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- 2.2. Социальная педагогика
- Тема 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- Тема 2. История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- Тема 3. Социальная педагогика в России: исторический опыт.
- Тема 4. Основные направления и формы социально-педагогической практики в современных условиях.
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 6. Основные направления, формы и методы профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.
- Тема 7. Основные проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Тема 8. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность, факторы и механизмы социализации.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 10. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы.
- Тема 11. Теоретические основы, проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности. Основы социальной работы
- Тема 1. Феноменология понятия «социальная работа». Понятийное пространство, объект, субъект социальной работы.
- Тема 2. Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Тема 3. Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Тема 4. Этический и профессиональный кодекс социального работника
- Тема 5. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Тема 6. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Тема 7. Типы теорий и моделей социальной работы.
- Тема 8. Понятие «метод» в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач.
- Тема 9. Классификация методов в зависимости от количества клиентов.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 11. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика, адаптация).
- Тема 12. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (коррекция и терапия, реабилитация).
- Тема 13. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 16. Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Тема 17. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Тема 18. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Тема 19. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Тема 20. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Тема 21. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Тема 22. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства. Мтрсп
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.