logo
ответы

Тема 13. Движущие силы воспитания.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражение его развития, динамичности, изменчивости. Диалектика ВП раскрывается в его противоречиях.

1.Объективные внешние противоречия обусловлены социальными процессами и явлениями.

- Противоречия, порождённые глобальными политическими, экологическими, экономическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и в стране.

- Противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодёжи, отражающими социокультурную, возрастную и информационную ситуацию развития.

- Противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений: нуклеаризация семьи и, как следствие, ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия, усиливающееся стремление молодёжи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость, утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации.

- Между школой семьёй.

2. Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса.

- Противоречие между активно-деятельностной природой ребёнка и социально-педагогическими условиями его жизни. Оно концентрируется рядом частных причин: т.е. между общественными интересами и интересами личности, между коллективом и личностью, между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями УВП.

- Противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесс.

- Противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах д-ти: д-ть заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека.

- Противоречие, порождённые реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляет общество, школа, родители.

- Противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов. Например, в значительной части определений цели и задач школы на первый план ставится «подготовка к жизни», тогда как дети вовсе не собираются готовиться к жизни – они живут, живут насыщенно, напряжённо…

Половина человечества ещё как бы не существует. Жизнь её – шутка, стремления – наивны, чувства – мимолетны, взгляды – смешны. Да, дети отличаются от взрослых, в жизни ребёнка чего-то недостаёт, а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь – действительность, а не фантазия» (Корчак Я. Как любить ребёнка// Педагогическое наследие. – М, 1991, С.23).

- Противоречия между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

- Противоречия между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребёнок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.

3. Субъективные противоречия,порождённые несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений.

- Противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию, многопредметностью и многоцелевым характером УВП в учреждениях образования.

- Противоречие между отставанием генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщённые знания и умения (Сластёнин).

- Противоречие между формальным признанием определяющего значения д-ти в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания.

- Противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче.

Кроме перечисленных, существуют противоречия в самих компонентах воспитательного процесса, которые тоже являются его движущими силами. Это внутренние противоречия в содержании, средствах, методах, формах и др.

Т.о. воспитательный процесс – это очень сложная многокомпонентная система, которая содержит множество противоречий (внешних, внутренних, объективный, субъективных), находящихся в сложном, но внутренне необходимом единстве и взаимопроникновении.

Педагог должен знать:

Причины и следствия педагогических ошибок, которые могут спровоцировать противоречия.

Педагог должен уметь: