logo
ответы

Тема 17. Принципы воспитания, их характеристика.

Принципы воспитания— это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, орга­низационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитате­лей и воспитанников. Принципы практической педагоги­ческой деятельности устанавливаются сознательно. К ним предъявляются определенные требования:

Рассмотрим ведущие принципы воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внима­ния, доброжелательности педагога с разумной требователь­ностью к воспитанникам. Условия для реализации данного принципа: доброволь­ность включения воспитуемых в ту или иную деятель­ность, вера воспитателя в каждого из них, предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воз­действия, социальная защищенность воспитуемых, учет их индивидуальных интересов и предпочтений.

Правила реализации данного принципа: опора на актив­ную позицию воспитуемого, уважительное отношение к нему, доброта воспитателя, умение защищать интересы воспитанников, постоянный поиск оптимальных вариантов решения актуальных задач, формирование гуманных отно­шений в любых объединениях.

Принцип вариативности социального воспитания. В со­временном обществе вариативность социального воспита­ния определяется многообразием потребностей и интере­сов как личности, так и общества.

Условие реализации данного принципа — создание на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) многообразных видов и типов вос­питательных организаций, которые бы позволили удовлет­ворить интересы и потребности личности и общества.

Принцип связи воспитания с жизнью.Необходимо вклю­чать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессо­устойчивое, рефлексивной позиции. Нужно учить воспи­танников противостоять трудностям.

Данный принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих его отдельные стороны: разрешение проблем отношений не за воспитуемых, а вместе с ними; учет стрем­ления к деятельности, что способствует социализации лич­ности; приучение к ответственности за принятые решения; включение воспитуемых в полезный, необходимый (в том числе и для других) труд; подготовка человека к трудностям в жизни, которых избежать нельзя, но можно преодолеть.

Принцип опоры на положительное.Первое, что необхо­димо сделать, начиная строить свои взаимоотношения с воспитуемым, — это найти его положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успе­хов в воспитательной деятельности.

В человеке положительные качества (любовь к живот­ным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) легко уживаются и мирно сосуществуют с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Пол­ностью «положительных» или «отрицательных» личностей не существует. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача вос­питания, направленного на облагораживание личности.

Требования принципа опоры на положительное в воспи­тании просты: воспитатели обязаны выявлять положитель­ное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориен­тированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания.

Принцип биологичности воспитания.Необходимо преоб­разовать суперпозицию воспитателя и подчиненную пози­цию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. Дан­ное преобразование связано с тем, что воспитатель должен актуализировать, стимулировать стремление воспитанников к саморазвитию, создавать условия для самовоспитания.

Воспитателю нужно сотрудничать с воспитанниками, уметь изменять характер своего участия в совместной дея­тельности в зависимости от уровня развития воспитанников.

Принцип ориентации на развитие личности. Все воспитуемые разные: различаются полом, темпераментом, накоп­ленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому в процессе воспитательной деятельности воспита­тель, изучает их возрастные, индивидуальные особенности; определяет уровень сформированности личностных качеств, ценностных ориентации, мышления, мотивов, интересов, установок; выявляет отношение к жизни, труду. На основе этих знаний каждый воспитанник включается в активную, полезную деятельность, при этом воспитание сочетается с самовоспитанием личности.

Если воспитатель полагает, что он всегда прав, не учи­тывает личностных черт каждого воспитанника, совместная деятельность с ним становится крайне сложной.