Тема 9. Классификация методов в зависимости от количества клиентов.
Метод – это способ построения и обоснования системы знаний; совокупность относительно одинаковых приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач.
Методы в социальной работе имеют свою специфику. Существуют различные методы социальной работы, применяемые в индивидуальной, групповой и общинной социальной работе.
Индивидуальная социальная работа.
Метод психосоциального лечения. Психосоциальное лечение направлено на оказание индивидуальной помощи клиенту. Социальная проблематика является фоном, на котором происходит развитие «личностной социальной драмы», поэтому актуализируются прошлый опыт и жизненные переживания детства..
Метод функциональной индивидуальной работы. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы Отто Ранка. Отталкиваясь от идей 3. Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (клиент получил их при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника становится неизбежной независимо от раз-, личных социальных условий.
Метод решения проблем. Хелен Харрис Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школ социальной работы, предложив в качестве нового метода «метод решения проблем».
Его сущность заключается в том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, она предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к функционированию, расширять личностные ресурсы.
Групповая социальная работа
Социокультурные группы. Социокультурная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей.
В их основе лежит:
посреднический обмен между клиентами;
общение;
самосознание существующих проблем;
реалистическое оценивание своих проблем;
принятие социальных норм и ценностей.
Образовательные группы. Социальная работа в , образовательных группах строится на основе взаимонаправленных интересов клиентов к той или иной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семьи. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, планирование свободного времени, разнополое развитие детей или вопросы внутренней и внешней политики.
Г. Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник презентует свой случай, находя поддержку, помогает себе рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.
Исследователи выделяют пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группы самопомощи:
ответственность;
стандарты;
конфессия;
непрофессионализм;
программа действий.
Социотерапевтические группы. Терапия в групповой социальной работе имеет свою специфику. Под терапией понимают не работу с клиническими случаями, а деятельность, которая направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем клиентов, таких как ролевые конфликты, депрессии, мешающие нормальному социальному функционированию в обществе. Социальные работники иначе, чем психотерапевты, понимают задачи группы и свою роль в групповом процессе.
- Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Тема 2. Естественная природа и социальная сущность человека. Процесс развития личности.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 4. Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 6. Законы, закономерности и принципы обучения.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Формы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- Тема 9. Общее понятие о системе методов. Классификации методов обучения и их характеристика.
- Тема 10. Общее понятие педагогических технологий. Характеристика основных групп педагогических технологий.
- Тема 11. Сущность и содержание процесса воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Тема 12. Цель воспитания как педагогическая проблема. Система целей воспитания.
- Тема 13. Движущие силы воспитания.
- Тема 14. Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Тема 15. Формы организации процесса воспитания, их назначение. Условия педагогического поиска форм воспитания.
- Тема 16. Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Тема 17. Принципы воспитания, их характеристика.
- Тема 18. Общие методы и приемы воспитания.
- Тема 19. Общие закономерности воспитания, их характеристика.
- Тема 20. Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- 2.2. Социальная педагогика
- Тема 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- Тема 2. История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- Тема 3. Социальная педагогика в России: исторический опыт.
- Тема 4. Основные направления и формы социально-педагогической практики в современных условиях.
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 6. Основные направления, формы и методы профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.
- Тема 7. Основные проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Тема 8. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность, факторы и механизмы социализации.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 10. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы.
- Тема 11. Теоретические основы, проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности. Основы социальной работы
- Тема 1. Феноменология понятия «социальная работа». Понятийное пространство, объект, субъект социальной работы.
- Тема 2. Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Тема 3. Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Тема 4. Этический и профессиональный кодекс социального работника
- Тема 5. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Тема 6. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Тема 7. Типы теорий и моделей социальной работы.
- Тема 8. Понятие «метод» в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач.
- Тема 9. Классификация методов в зависимости от количества клиентов.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 11. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика, адаптация).
- Тема 12. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (коррекция и терапия, реабилитация).
- Тема 13. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 16. Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Тема 17. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Тема 18. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Тема 19. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Тема 20. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Тема 21. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Тема 22. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства. Мтрсп
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.