§ 1. Понятие политической системы
Политическая система — одно из ключевых понятий современной политологии. Как и многие другие, оно пришло в политологию из социологии. Так, еще Г. Спенсер и Э. Дюркгейм в своих работах оперировали такими понятиями социальной теории системы, как «институт», «функция», «регулятивная система общества», «политическое управление». Однако свои концептуальные очертания понятие «политическая система» обретает после Второй мировой войны.
Политическая система общества — это целостная, упорядоченная совокупность «государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации. В образовании политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов присутствуют такие элементарные единицы, как индивиды, группы, организации — правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и др.
Определяющим в понятии политической системы выступает возможность граждан принимать участие в управлении обществом. Она же, исходя из особенностей политической системы, определяет последнюю как интегрированное выражение власти и политики в социально-политических институтах, политических
отношениях, обеспечивающих управление и регулирование социально-политической жизнью общества. Политическая система — это взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности, которые признаются всем обществом. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества . Именно эти функции политической системы характеризуют ее как
одну из специфических подсистем общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер
политического участия, неинституциональных политических отношений.
Несмотря на существенные различия в подходах к анализу политической системы марксистских и немарксистских авторов, по многим параметрам их взгляды совпадают. Например, и тех и других в исследовании политической системы преобладает многовариантность ее понимания, толкования. Притом основной упор делается не на регулятивном, коммуникативном или ином аспекте, а на институциональном, основу исследования политической системы составляют не ее функции, а структура и т. п. Поэтому при анализе этих представлений о политической системе следует исходить не из их противопоставления, а из их сопоставления, их относительной общности.
Политическая система общества предельно универсальна и включает все существующие типы политического взаимодействия. Она охватывает ту сторону социального взаимодействия, которая
связана с выполняемой индивидом политической ролью — гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного. Отличительным признаком политической системы является то, что посредством ее властным путем утверждаются ценностные нормы. Понятие ценности при этом
сближается с понятием правил, норм поведения, регулирующих действия социальной группы.
У системы есть «входы» — все внешние по отношению к ней явления, тем или иным образом воздействующие на нее. На «входы» извне поступают импульсы в форме требования и поддержки. требования разделяются на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие из самой системы. По характеру и направленности они могут быть как конструктивными, так и деструктивными, а по содержанию — регулировочными, распределительными и коммуникативными. Если требований слишком много,
то это ведет к ослаблению системы из-за создаваемых для нее перегрузок, которые она способна разрешить лишь до определенных пределов. Перегрузка может быть количественной, если требований много и правительство или парламент просто физически не в состоянии реагировать на все эти требования, или качественной, если требования слишком сложные. Поэтому их необходимо приводить в соответствие с возможностями системы. Политики, государственные деятели, политические партии, профсоюзные руководители призваны регулировать требования, чтобы они не создавали слишком большие и чреватые для всей системы непредсказуемыми последствиями перегрузки. Эту же задачу выполняют существующие в обществе система ценностей, культурные нормы, установки и т. д., которые сдерживают требования в определенных рамках.
Второй вид «входов» — поддержка — не менее важен для системы, чем первый. Поддержка — это главная сумма переменных, связывающих систему с окружающей средой. Поддержка выражается в материальной (налоги, пожертвования и т. д.) и нематериальной (соблюдение законов, участие в голосовании, уважение к власти и т. д.) формах. Выделяется три объекта поддержки: политическое сообщество, режим (основными компонентами которого он считает ценности, нормы и структуру власти) и правление
(сюда относятся конкретные люди, участвующие в непосредственных делах политической системы и признанные большинством граждан ответственными за свою деятельность). При этом следует
различать поддержку сообщества в целом, поддержку режима и поддержку конкретного правительства. Например, можно быть патриотом своей родины, но презирать при этом существующий режим; поддерживать режим, одновременно не приемля действующее правительство; поддерживать правительство в целом, но негативно оценивать отдельных министров.
Решения и политические действия, осуществляемые системой в ответ на требования и поддержку, называют выходами. Они обусловлены самой сущностью и природой политической власти, что является главным предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и
требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Если же власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то решения и действия не всегда находят понимание и поддержку.
Такие политические решения могут иметь негативные последствия, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе, считается адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение целей и т. д. Это возможно лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Это особенно важно учитывать, если власть стремится сохранить минимальный уровень поддержки политической системы. Более того, она должна искать новую основу поддержки.
Обратная связь является одним из механизмов устранения кризисных или предкризисных явлений.
Существует и иная точка зрения на анализ политической системы, в соответствии с которой под ней понимают систему взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, выполняющих функции интеграции и приспособления общества к условиям
внутренней и внешней среды средствами легитимного применения или угрозы применения насилия.
Функциями «входа» являются:
• политическая социализация и вовлечение в политику;
• выражение интересов (группы интересов);
• интеграция интересов (политические партии);
• политическая коммуникация (средства информации).
К числу функций «выхода» относятся: определение правил (законодательная ветвь власти);
применение правил (исполнительная власть); контроль за соблюдением правил (судебные органы).
Любая система предполагает прежде всего структуру, на основе которой могут осуществляться взаимодействие и взаимоотношения различных составляющих. Политическое устройство,
политическую самоорганизацию общества невозможно представить себе без институциональной инфраструктуры.
Таким образом, политическая система — это совокупность политических институтов и организаций, норм, ценностей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Понятие «политическая система», являясь одним из основных в политологии, позволяет представить политическую жизнь, политический
процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.
- Часть I. Основы социологии
- Глава 1. Социология как наука об обществе, ее место
- § 1. Объект и предмет социологии
- § 2. Функции социологического знания
- § 3. Социологические законы и категории
- § 4. Социология и другие науки об обществе
- Глава 2. Общество как объект изучения социологии и как социокультурная система
- § 1. Общество и природа
- § 2. Общество как социальный организм и его признаки
- § 3. Общество как система
- § 4. Измерение общества
- Глава 3. Социальные общности
- § 1. Социальная структура и ее элементы
- § 2. Социальные группы
- § 3. Общности
- § 4. Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития
- Глава 4. Социальные и этнонациональныеотношения
- § 1. Понятие и виды отношений
- § 2. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями
- § 3. Пути решения проблем межэтнических отношений
- Глава 5. Социальные процессы, социальные институты и организации
- § 1. Социальные процессы
- § 2. Социальные институты
- § 3. Социальные организации
- Глава 6. Личность: ее социальные роли и социальное поведение
- § 1. Понятие и типы личности
- § 2. Статус и социальные роли личности
- Глава 7. Социальные движения
- § 1. Типы социальных движений
- § 2. Жизненные циклы социальных движений
- § 3. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
- § 4. Факторы, влияющие на участие индивида в движении
- Глава 8. Социальные конфликты
- §1. Классификация конфликтов
- § 2. Технология конфликтов
- § 3. Стадии конфликта
- § 4. Последствия социального конфликта
- Глава 9. Социология социальной сферы
- § 1. Место и роль социологии социальной сферы в
- § 2. Объект и предмет социологии социальной сферы
- § 3. Состояние социальной сферы в России
- Глава 10. Социология социальной работы как специальная социологическая теория
- § 1. Социальная работа как наука, учебная и практическая деятельность
- § 2. Социальная работа и социология
- § 3. Социальная работа как система
- § 4. Технологии в социальной работе
- § 5. Эффективность социальной работы
- Часть II. Основы политологии
- Глава 11. Предмет политологии
- § 1. Понятие политики
- § 2. Структура и функции политики
- Глава 12. Политическая власть и властные
- § 1. Генезис политвласти
- § 2. Структура властных отношений
- Глава 13. Политическая система
- § 1. Понятие политической системы
- § 2. Функции политической системы
- § 3. Подсистемы политической системы
- § 4. Типы политических систем
- Глава 14. Субъекты политики
- § 1. Понятие субъектов политики
- § 2. Человек как субъект политики
- § 3. Политические институты
- § 4. «Группы давления» и «группы интересов»
- § 5. Политические партии
- § 6. Функции партий в политической системе
- § 7. Типы партий и многопартийность
- Глава 15. Политическое сознание
- § 1. Структура и содержание политического сознания
- § 2. Анализ состояния политического сознания
- Глава 16. Политическая культура
- § 1. Понятие политической культуры
- § 2. Типы политических культур
- § 3. Политическая культура России
- Глава 17. Мировая политика и международные
- Глава 18. Социально-экономические процессы в
- § 1. Объект и предмет социологии.............4