§ 2. Типы политических культур
Критерии типологизации политической культуры.
На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.
В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г.
Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость
(бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).
Особую известность в науке получила классификация политической культуры, ее предложили Г. Алмонд и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные
компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно
отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении
ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают
подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.
В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех
или иных странах. Так, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью
граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида).
Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полу миров — Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.
Особенности политических культур западного и восточного типов.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к
римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей.
Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
И наиболее существенные различия этих ценностных ориентации граждан в политической жизни общества проявляются в следующем.
Запад | Восток |
Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком | Уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами
|
Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом
| Отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира
|
Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов
| Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности
|
Признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию
| Признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма |
Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти (наличия партий)
| Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера
|
Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью
| Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля
|
Примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан
| Приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения
|
Достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций граждан | Менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламистских течений) |
В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, во Франции и
Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в
наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую
партийную систему, парламентские институты и проч. по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских
старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т. д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке
также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры.
Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также
политические последствия послевоенной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.)> — там
формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан. И все же качественные особенности вышеназванных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают
взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.
- Часть I. Основы социологии
- Глава 1. Социология как наука об обществе, ее место
- § 1. Объект и предмет социологии
- § 2. Функции социологического знания
- § 3. Социологические законы и категории
- § 4. Социология и другие науки об обществе
- Глава 2. Общество как объект изучения социологии и как социокультурная система
- § 1. Общество и природа
- § 2. Общество как социальный организм и его признаки
- § 3. Общество как система
- § 4. Измерение общества
- Глава 3. Социальные общности
- § 1. Социальная структура и ее элементы
- § 2. Социальные группы
- § 3. Общности
- § 4. Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития
- Глава 4. Социальные и этнонациональныеотношения
- § 1. Понятие и виды отношений
- § 2. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями
- § 3. Пути решения проблем межэтнических отношений
- Глава 5. Социальные процессы, социальные институты и организации
- § 1. Социальные процессы
- § 2. Социальные институты
- § 3. Социальные организации
- Глава 6. Личность: ее социальные роли и социальное поведение
- § 1. Понятие и типы личности
- § 2. Статус и социальные роли личности
- Глава 7. Социальные движения
- § 1. Типы социальных движений
- § 2. Жизненные циклы социальных движений
- § 3. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
- § 4. Факторы, влияющие на участие индивида в движении
- Глава 8. Социальные конфликты
- §1. Классификация конфликтов
- § 2. Технология конфликтов
- § 3. Стадии конфликта
- § 4. Последствия социального конфликта
- Глава 9. Социология социальной сферы
- § 1. Место и роль социологии социальной сферы в
- § 2. Объект и предмет социологии социальной сферы
- § 3. Состояние социальной сферы в России
- Глава 10. Социология социальной работы как специальная социологическая теория
- § 1. Социальная работа как наука, учебная и практическая деятельность
- § 2. Социальная работа и социология
- § 3. Социальная работа как система
- § 4. Технологии в социальной работе
- § 5. Эффективность социальной работы
- Часть II. Основы политологии
- Глава 11. Предмет политологии
- § 1. Понятие политики
- § 2. Структура и функции политики
- Глава 12. Политическая власть и властные
- § 1. Генезис политвласти
- § 2. Структура властных отношений
- Глава 13. Политическая система
- § 1. Понятие политической системы
- § 2. Функции политической системы
- § 3. Подсистемы политической системы
- § 4. Типы политических систем
- Глава 14. Субъекты политики
- § 1. Понятие субъектов политики
- § 2. Человек как субъект политики
- § 3. Политические институты
- § 4. «Группы давления» и «группы интересов»
- § 5. Политические партии
- § 6. Функции партий в политической системе
- § 7. Типы партий и многопартийность
- Глава 15. Политическое сознание
- § 1. Структура и содержание политического сознания
- § 2. Анализ состояния политического сознания
- Глава 16. Политическая культура
- § 1. Понятие политической культуры
- § 2. Типы политических культур
- § 3. Политическая культура России
- Глава 17. Мировая политика и международные
- Глава 18. Социально-экономические процессы в
- § 1. Объект и предмет социологии.............4