logo
Uchebnik_po_sotsiologii_i_politologii

§ 3. Общество как система

Системный подход в любой науке является, как показывает их развитие, исключительно плодотворным. Он представляет собой часть любого социологического исследования, поскольку в процессе логического анализа понятий, отражающих сущность и содержание тех или иных явлений и процессов (как своеобразных систем), предусматривается и процедура операционализации, т. е. расчленение объекта исследования на составные части, элементы, взаимосвязанные между собой.

Итак, общество может быть рассмотрено прежде всего как вид больших систем, поскольку оно включает подсистемы меньшего уровня. Как большая система оно органически сочетает в себе сферы общественной деятельности как подсистемы общества: социальную, экономическую, политическую и духовную. В свою

очередь каждая из них структурна, так как состоит из взаимосвязанных компонентов.

Общество может рассматриваться, с одной стороны, и как статичная система (характеризуется определенным постоянством на протяжении какого-то времени), с другой — как динамичная система, ибо претерпевает со временем качественные изменения, порой достаточно скоротечные (во время революционных и других преобразований). Естественно, что общество является и системой информационной, поскольку в нем циркулирует информация.

Как открытая система общество постоянно взаимодействует с внешней средой, особенно со «второй природой».

Существуют и другие подходы в структурализации общества. Один из них связан с выделением «гражданского» общества в качестве составной части человеческого общества в целом. Гражданское общество как система со всеми своими компонентами (подсистемами) как бы противопоставляется той стороне жизни общества, которая связана с государством. Но в то же время эти два больших компонента (гражданское общество и государство) тесно взаимодействуют. При абсолютизации роли какого-то из них (особенно государства) общество в целом испытывает трудности в своем функционировании и развитии. Так, явление тоталитаризма связано именно с такой ролью государства и, как показывает история, не только России, но и других государств, отдельных его органов (безопасности, армии др.).

Как социотехническая система общество характеризуется взаимодействием человеческого фактора производства с его технико-технологической базой. В связи с этим важнейшими компонентами этой системы выступают производство, способ производства, производительные силы и производственные отношения.

Производство в самом широком смысле представляет всю общественную деятельность людей, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека (семья, система воспитания и образования человека, медицинского и бытового обслуживания и т. д.).

В свою очередь, как подсистему общества в целом производство чаще всего делят на материальное и нематериальное (хотя, как отмечено выше, следует иметь в виду и производство самого человека).

Материальное производство — это процесс создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Создаваемые в производстве материальные блага — это вещи или предметы, как непосредственно потребляемые человеком, так и предназначенные для дальнейшего развития производства. Материальное производство включает в себя:

1)целесообразную деятельность, или труд; 2) предметы труда (различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке); 3) средства труда, служащие для воздействия на предметы труда; главная их часть — орудия производства (инструменты, машины, автоматы).

Под духовным производством понимают производство духовных ценностей, т. е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т. д., а также систему деятельности по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Материальное и духовное производство тесно взаимодействуют, образуя определенную подсистему общества — производство. Его (производства) специфика на определенных этапах развития общества проявляется как способ производства.

Способ производства представляет собой органическое единство производительных сил и производственных отношений, основу общества. Смена способа производства происходит в результате развития и той и другой стороны его, отставания их друг от друга, усиливающейся неадекватности, несоответствия одной из сторон. В результате назревает необходимость изменения такого

неадекватного соотношения, как правило, революционным путем в разных формах.

В зависимости от системы классификации обществ выделяют различные виды способов производства. Наиболее распространенной в отечественном обществоведении является классификация способов производства на первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Производительные силы как сторона способа производства представляет собой совокупность людей с их навыками и опытом, квалификацией, а также предметов и орудий труда. На разных этапах развития общества эти два элемента производительных сил не остаются неизменными, постоянно совершенствуются, показателем чего являются как развитие самих работников (в частности, с точки зрения профессионализма, общего развития, сочетания в их деятельности умственных и физических компонентов и т. д.), так и средств, орудий труда.

Производственные отношения как другая сторона способа производства представлена теми отношениями, которые складываются между людьми в процессе производства. Они характеризуются прежде всего тем, в чьих руках находятся средства производства, предметы и орудия труда, как распределяются продукты труда, какие возможности имеются у различных групп людей для

удовлетворения своих разнообразных потребностей, в первую очередь материальных. Производственные отношения характеризуются поэтому главным образом формами собственности (в какой степени те или иные группы и слои владеют средствами производства), формами и размерами получаемых богатств (распределительные отношения), видами и структурой потребления производимых материальных, духовных и других благ.

В качестве основных структурных элементов общества, рассматриваемого с точки зрения общественно-экономических формаций, можно выделить базис и надстройку. Базис — это экономический строй общества, образуемый совокупностью производственных отношений, которые лежат в основе его социальной структуры, понимаемой в самом широком смысле, т. е. системы.

Надстройка представляет собой совокупность идеологических отношений и взглядов (политики, права, морали, религии, философии, искусства) и соответствующих им организаций и учреждений (государства, партий, церкви и т. д.). Определяемая базисом надстройка в то же время оказывает на него и все общество

активное воздействие. Они находятся в диалектическом единстве.

Выше уже затрагивался вопрос о сферах общественной жизни как подсистемах общества. Переходя к другим его элементам, тесно взаимосвязанным с первыми, — общественным отношениям,

необходимо указать на сходство и различие этих элементов общественной системы.

В обществе выделяют основные четыре сферы: социальную, экономическую, политическую и духовную. Содержание каждой из них включает в себя определенный вид деятельности (скажем, политическую деятельность), плоды (продукты) этой деятельности, включая взаимоотношения между людьми, по-другому — общественные отношения в этой области. В этом плане можно видеть как совпадение (отношения между людьми, общественные отношения по поводу чего-то), так и различия (общественные

отношения в определенной области не исчерпывают все содержание сферы; общественные отношения не сводятся только к четырем видам — экономическим, политическим, духовным, социальным).

С точки зрения структуры общества важно выделение в нем социальных связей как взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени.

Классификация социальных (общественных) связей позволяет более конкретно рассматривать общество как социальную систему. Дифференцируя эти связи, можно вывести следующие их виды: связи социальных и других групп; социальные институты; системы социального контроля; социальные организации. Многие из этих связей являются предметом рассмотрения отдельных

разделов и тем пособия.

Таким образом общество представляет собой своеобразную и сложную систему, анализ которой является предметом изучения курса социологии.