§ 3. Политическая культура России
Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев,
способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизованного развития общества и
государства. Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти,
обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т. д. Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная
законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т. д.
В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной- дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность
поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному
воспроизводству и развитию российской цивилизации.
В результате ведущее на сегодняшний день положение в политической культуре российского общества завоевали ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие
приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, а в конечном счете — ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни). В то
же время по преимуществу персонализированное восприятие власти, а также нравственный характер требований к ее деятельности предопределяют стремление большинства граждан к поиску
харизматического лидера («спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса), недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью. Причем явная непопулярность контроля за властями
сочетается у людей со слабым уважением законов государства и предпочтением своей, «калужской законности» перед понятиями кодифицированного права.
Неколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и проч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромисса ориентиров граждан, поддерживает в
политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического
устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.
В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистского типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных
форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к
несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании
консенсусных технологий властвования.
Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, а в ряде случаев способствует активизации политических движений
националистического и фашистского толка. В целом же сформировавшиеся черты массового стиля политического поведения поддерживают и воспроизводят в нашем обществе черты прежней,
тоталитарной государственности, являются прекрасной почвой для распространения социальных мифов, служащих интересам старой и новой элиты.
Таким образом, одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых,
взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти.
Демократизировать политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих
властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. Нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления
гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими.
Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а
не противопоставляющих позиций социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в
обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое политическая культура? Какие основания
типологии политических культур наиболее
распространены?
2. Охарактеризуйте основные виды религиозной
политической культуры.
3. Определите основные особенности российской
политической культуры.
Литература
Бороноев А. О. Основы социологии и политологии: Учебное пособие., М.,
2005.
Глебова И. И. Политическая культура современной России: облики новой
русской власти и социальные расколы // Полис. 2006. № 1.
Лифанов А. В. Актуальные проблемы политической науки и современной
политической практики: Учебное пособие. Новосибирск, 2005.
- Часть I. Основы социологии
- Глава 1. Социология как наука об обществе, ее место
- § 1. Объект и предмет социологии
- § 2. Функции социологического знания
- § 3. Социологические законы и категории
- § 4. Социология и другие науки об обществе
- Глава 2. Общество как объект изучения социологии и как социокультурная система
- § 1. Общество и природа
- § 2. Общество как социальный организм и его признаки
- § 3. Общество как система
- § 4. Измерение общества
- Глава 3. Социальные общности
- § 1. Социальная структура и ее элементы
- § 2. Социальные группы
- § 3. Общности
- § 4. Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития
- Глава 4. Социальные и этнонациональныеотношения
- § 1. Понятие и виды отношений
- § 2. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями
- § 3. Пути решения проблем межэтнических отношений
- Глава 5. Социальные процессы, социальные институты и организации
- § 1. Социальные процессы
- § 2. Социальные институты
- § 3. Социальные организации
- Глава 6. Личность: ее социальные роли и социальное поведение
- § 1. Понятие и типы личности
- § 2. Статус и социальные роли личности
- Глава 7. Социальные движения
- § 1. Типы социальных движений
- § 2. Жизненные циклы социальных движений
- § 3. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
- § 4. Факторы, влияющие на участие индивида в движении
- Глава 8. Социальные конфликты
- §1. Классификация конфликтов
- § 2. Технология конфликтов
- § 3. Стадии конфликта
- § 4. Последствия социального конфликта
- Глава 9. Социология социальной сферы
- § 1. Место и роль социологии социальной сферы в
- § 2. Объект и предмет социологии социальной сферы
- § 3. Состояние социальной сферы в России
- Глава 10. Социология социальной работы как специальная социологическая теория
- § 1. Социальная работа как наука, учебная и практическая деятельность
- § 2. Социальная работа и социология
- § 3. Социальная работа как система
- § 4. Технологии в социальной работе
- § 5. Эффективность социальной работы
- Часть II. Основы политологии
- Глава 11. Предмет политологии
- § 1. Понятие политики
- § 2. Структура и функции политики
- Глава 12. Политическая власть и властные
- § 1. Генезис политвласти
- § 2. Структура властных отношений
- Глава 13. Политическая система
- § 1. Понятие политической системы
- § 2. Функции политической системы
- § 3. Подсистемы политической системы
- § 4. Типы политических систем
- Глава 14. Субъекты политики
- § 1. Понятие субъектов политики
- § 2. Человек как субъект политики
- § 3. Политические институты
- § 4. «Группы давления» и «группы интересов»
- § 5. Политические партии
- § 6. Функции партий в политической системе
- § 7. Типы партий и многопартийность
- Глава 15. Политическое сознание
- § 1. Структура и содержание политического сознания
- § 2. Анализ состояния политического сознания
- Глава 16. Политическая культура
- § 1. Понятие политической культуры
- § 2. Типы политических культур
- § 3. Политическая культура России
- Глава 17. Мировая политика и международные
- Глава 18. Социально-экономические процессы в
- § 1. Объект и предмет социологии.............4