logo
Uchebnik_po_sotsiologii_i_politologii

§ 2. Статус и социальные роли личности

Каждый человек занимает то или иное положение в обществе, определяемое как социальное положение и часто именуемое социальным статусом. Последний является интегрированным показателем положения социальных и других групп и их представителей в обществе в системе социальных связей и отношений. Он

оценивается по ряду признаков как естественного (пол, возраст, национальность), так и социального характера (профессия, род занятий, доход, служебное положение и т. д.). Занимаемый статус определяет функции индивида, образцы его поведения, часто (особенно в зарубежной литературе) именуемые ролями.

В различных версиях статусно-ролевой концепции личности нет единства в понимании того, роль определяет статус или статус определяет роль. Мы будем исходить из того, что они диалектически взаимосвязаны между собой, на первый план может выступать то статус, то роль.

Исследователи утверждают, что человек обладает множеством статусов. Это обусловлено выполнением им целого ряда функций, поскольку в реальной жизни он включен в различные социальные группы и общности (он член семьи, социального класса, демографической группы, тех или иных институтов и организаций и т. д.)

Некоторые статусы могут иметь знаки отличия (форма военного, матроса, школьника, охранника, прокурора и т. д.). В то же время возможно (а порой и необходимо) выделение его главного (или

основного) статуса. Это определяющий показатель (например, членство в определенном обществе (сообществе), гражданство, принадлежность к семье и т. д.). В реальной жизни может иметь место противоречие, состоящее в несовпадении выделения главного статуса индивида обществом и им самим.

Так, к примеру, человек является мужчиной того или иного возраста (средних лет), жителем какого-либо города, инженером, членом той или иной партии, волейболистом, мужем, отцом, дядей и т. д.

В социологических, социально-психологических и других концепциях выделяют два вида социального статуса — предписанный и достигнутый (достигаемый). Первый означает социальную позицию, заранее предписанную тому или иному индивиду независимо от его способностей и усилий. Это обусловливается наследуемыми признаками (полом, этнической принадлежностью, социальным происхождением, социально-классовой принадлежностью). Достигнутый (или достигаемый) статус обеспечивается, как правило, собственными усилиями индивида (образованием, полученной профессией, другими

заслугами). В качестве разновидности этого статуса называют профессионально-должностной статус.

Важным является правильная, достойная оценка обществом статуса человека, особенно достигаемого (достигнутого). Эта оценка выражается в таких качественных и количественных показателях, как заработная плата, премии, награды, звания, привилегии и т. д.

Однако в реальной жизни нередко имеют место перекосы в оценке обществом предписанного и достигнутого статуса. Это наблюдается во взаимоотношениях разных социально-этнических

и расовых общностей, которые олицетворяются тем или иным государством, в кризисных условиях той или иной страны, в периоды смены общественно-политических систем, и проявляется, в частности, в решении проблем социальной помощи, поддержки социальной защиты тех или иных групп населения.

Как уже отмечалось, социальный статус и социальная роль переплетаются, тесно взаимодействуют между собой. Социальная роль понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности (группы) в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение социальной роли связано с принятыми социальными нормами (отца, бабушки, учителя и т. д.) и ожиданиями окружающих. Их, как и статусов, может быть множество, что получило название

«ролевой набор», который можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения, то, что ждут от человека

окружающие, зная его социальный статус. Ролевое исполнение означает фактическое, реальное поведение человека, имеющего тот или иной социальный статус.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением часто не бывает тождества, хотя тенденция к этому имеет место. Она проявляется в условиях нормально функционирующего общества, высокой нравственной и политической культуры, соблюдения прав и обязанностей, истинной демократизации общества. В

качестве примеров можно привести отношения ученика, студента, учителя, преподавателя, судьи, прокурора и т. д. к своим обязанностям, которые не всегда отражают содержание их социального статуса.

В социологической литературе используют понятие «ролевой конфликт». Его трактуют как столкновение ролевых требований, которые предъявляются человеку. Вызывается это множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами (в частности, ожиданием и исполнением).

В ролевых конфликтах выделяют несколько типов (видов):

конфликты, обусловленные пониманием роли личностью и окружающими (например, наличие или отсутствие жесткого контроля со стороны преподавателя к студенту и противоположные требования кафедры, факультета вуза);

конфликты между различными аспектами одной и той же роли (например, руководитель вуза, факультета, кафедры, с одной стороны, добивается повышения качества обучения, с другой стороны, он заинтересован в сохранении контингента студентов, в том числе за счет плохо успевающих студентов. Адвокат, с одной

стороны, обязан защищать, оправдывать подзащитного, с другой стороны, от него как от юриста ожидают определенных действий по борьбе с правонарушениями);

конфликт между необходимыми для данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей (например, руководители должны, с одной стороны, предъявлять высокие требования к подчиненным, с другой стороны, прощать их недоработки, промахи, чтобы сохранить коллектив);

конфликт с противоположными требованиями к одной и той же роли (например, требование начальника от женщины высокой самоотдачи на работе, требования мужа и членов семьи — самоотдачи дома, т. е. различия между профессиональной ролью и ролью в семье);

конфликт между личностными качествами индивидов, и ролевыми требованиями. Проявляется это, в частности, при приеме на работу по принципу знакомства, кумовства и т. д., а не по профессиональной подготовке, квалификации и т. д. Это касается также приемных экзаменов и зачисления в число студентов

отнюдь не лучше подготовленных абитуриентов, прием в гимназии и колледжи не лучших учеников, а учеников, родители которых в состоянии заплатить за обучение.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность. И задача состоит в том, чтобы способствовать ее снижению. Путей для этого много. И они не сводятся только к признанию тех или иных ролей более важными или менее важными. Проблема заключается в том, чтобы эти роли нивелировать (уравновесить) на основе создания нормальных условий жизнедеятельности.

В заключение следует подчеркнуть, что ролевая напряженность является одним из выражений социальных конфликтов. Подробно эта проблематика рассматривается ниже (см. гл. 8).

Вопросы для самоконтроля

Человек и личность: что общего между этими понятиями и в чем

их различие?

Охарактеризуйте нормативную, модальную и другие типы

личности.

Каковы характерные черты личности социального работника?

Что такое «статус личности»? Каковы виды статуса?

Как вы понимаете социальную роль личности?

Как взаимосвязаны статус и социальная роль личности?

Что такое ролевой конфликт? Каковы их виды.

Литература

Дмитриев А. В. Общая социология: Учебное пособие. М., 2001.

Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. М., 2001.

Социология. Общество как социокультурная система. М., 2002.

Социологический энциклопедический словарь / Общ. ред. Г. В.

Осипо-ва. М., 2000.

Социологическая энциклопедия. Т. 1, 2. М., 2003. Тощенко Ж. Т.

Социология. М., 2005.