Структура, функции и предназначение философии. .
Структура. Несомненно проблема человека явл. для Ф. центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах, о формах и методах позноват. Деят-сти и др. проблемах, традиционно предопределяющих структуру фил. знания. В различных фил. направления и учениях система фил. знания структурируется весьма заметно различн. способами. Однако некий инвариант наблюдается тоже достаточно определенно.
Структура ф-ии:
- онтология (учение о бытии)
- гносеология (о познании)
- история ф-ии
- аксиология (о ценностях)
- идеология (о политике)
- мировоззрение (о деят-ти)
- методология
Структура – это элементы, из кот-ых состоит объект и связь между ними.
Функции соответственно структуре.
Структура может быть разной у одного и того же объекта в завис-ти от того с какого ракурса рассматриваем структуру. Функции опред-ся структурой.
Роль и место ф-ии в обществе опред-ся ее функциями. Функции ф-ии многоаспектны. Соответственно структуре ф-ии можно выделить следующие главные функции:
-мировоззренческая состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности.
-методологическая связана с выработкой в рамках Ф. представлений об оптимальном образе челов. Действий в сфере познания, практики или коммуникации.
- гносеологическая выполняется в рамках учения о познании т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний
- аксиологическая предполагает выработку средствами Ф. критериев оценки значимости явлений природной, социальной, или духовной реальности для чел-ка соц. группы или общества в целом
-онтологическая выполняется тем, что она как системно-рационализированное мировоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии, прир. и соц. действительности, чел-ка и его предметной деят-сти.
-идеологическая сост. в обосновании средствами Ф. идеологии как теоретич. системы, отражает общ. положение, цели, интересы и идеалы определенной соц. группы.
-историческая
35. Чувственная, рациональная, интуитивная формы познания. Критика сенсуализма и рационализма. Чувственные познания основаны на данных органах чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. 80% - зрение слух. Чувст. познание отражает мир на уровне явлений. Рациональное познание основано на выработке человеческим мышлением абстрактных понятий. Рацион. Познание отображает мир на уровне сущностей или закономерностей. Действительный мир представляет собой единство чувственного и рационального. Это значит, что любая чувственная форма окрашена рациональным моментом, всякое абстрактное понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и связано с данными органами чувств. Существуют следующие формы чувственного познания: ощущение – отражение отдельных сторон свойств объекта, исходный пункт познавательного процесса в смысле непосредственной связи человека с миром; восприятие –отражение предмета в целом, более высокая форма чувственного познания; представление – это высшая форма, характеризующаяся воспроизведением ранее воспринимавшихся объектов. Формы рационального познания: понятие – форма фиксации мысли, в которой отражаются общие и существенные свойства; суждение – мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается; умозаключение - вывод из двух или более суждений нового суждения. (индуктивное умозаключение – мысль движется от частного к общему, дедуктивное – от общего к частному)
Билет №6
- 31. Процесс познания и освоения человеком мира
- 2. Философия как мировоззрение и методология. Формы мировоззрения и методологии.
- 32. Наука как специфический социокультурный феномен?
- Философия в системе культуры.
- 33. Проблема истины в познании
- Основная проблема и основной вопрос ф.
- 34. Научное познание и инженерное проектирование. Понятие конструктивной методологии.
- Структура, функции и предназначение философии. .
- 6. Философия Др. Востока
- 36. Диалектика. Абсолютная и относительная истина. Критика догматизма и релятивизма.
- 7. Античная философия
- 8. Средневековье
- 38. Проблема существования человека
- 9. Возрождение
- 39. Человек, индивид, личность
- 10. Новое время
- 40. Проблема личностного развития и успеха
- 41. Маслоу
- 42. Теория мотивации Маслоу
- 43. Информационное общество
- 44.Структура научного познания: эмпирический, теоретический, метатеоретичский.
- 45 Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент, научный факт, эмпирические описания и эмпирическая гипотеза.
- 16. Русская философия 19-20веков: основные темы и виднейшие представители.
- 46. Общелогические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
- 17. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 18. Философия экзистенциализма. Специфика и основные проблемы.
- 48. Понятие и структура научной методологии.
- 19. Герменевтика и ее роль в современной культуре.
- 49. Инженерный подход и конструктивная методология.
- 20. Понятие бытия, онтологии, объективной и реальной реальности
- 50. Методология в сфере науки и проектирования
- 21.Категория материи в ф.
- 51. Проблема сознания и кибернетика
- 22. Пространство и время как атрибутивные формы бытия.
- 52. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере- понятие способа производства.
- 23.Пространсво и время в специальной теории относительности Эйнштейна и некласс ф.
- 53. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере - понятие способа производства.
- 24. Эволюция форм отражения
- 54. Природа и истоки гуманитарной и естественно-технической культуры
- 25. Наука как специфический социокультурный феномен?
- 55. Феномен к-ры. Феномен ненормативной лексики.
- 26. Приоритеты философии и человечества в 3 тысячелетии
- 56.Духовная сфера жизни общества.
- 57.Политическая сфера жизни общества (псжо).
- 28. Аксиологическая концепция культуры.
- 58. Технократическая парадигма и гуманизация инженерной деятельности.
- 29. Материальная сфера жизни общества
- 59. Семиотическая концепция культуры.
- 30. Проблема жизни, смерти и бессмертия Любовь как высшая форма решения проблемы трансценденции?