logo search
Шпоры по философии

Структура, функции и предназначение философии. .

Структура. Несомненно проблема человека явл. для Ф. центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах, о формах и методах позноват. Деят-сти и др. проблемах, традиционно предопределяющих структуру фил. знания. В различных фил. направления и учениях система фил. знания структурируется весьма заметно различн. способами. Однако некий инвариант наблюдается тоже достаточно определенно.

Структура ф-ии:

- онтология (учение о бытии)

- гносеология (о познании)

- история ф-ии

- аксиология (о ценностях)

- идеология (о политике)

- мировоззрение (о деят-ти)

- методология

Структура – это элементы, из кот-ых состоит объект и связь между ними.

Функции соответственно структуре.

Структура может быть разной у одного и того же объекта в завис-ти от того с какого ракурса рассматриваем структуру. Функции опред-ся структурой.

Роль и место ф-ии в обществе опред-ся ее функциями. Функции ф-ии многоаспектны. Соответственно структуре ф-ии можно выделить следующие главные функции:

-мировоззренческая состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности.

-методологическая связана с выработкой в рамках Ф. представлений об оптимальном образе челов. Действий в сфере познания, практики или коммуникации.

- гносеологическая выполняется в рамках учения о познании т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний

- аксиологическая предполагает выработку средствами Ф. критериев оценки значимости явлений природной, социальной, или духовной реальности для чел-ка соц. группы или общества в целом

-онтологическая выполняется тем, что она как системно-рационализированное мировоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии, прир. и соц. действительности, чел-ка и его предметной деят-сти.

-идеологическая сост. в обосновании средствами Ф. идеологии как теоретич. системы, отражает общ. положение, цели, интересы и идеалы определенной соц. группы.

-историческая

35. Чувственная, рациональная, интуитивная формы познания. Критика сенсуализма и рационализма. Чувственные познания основаны на данных органах чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. 80% - зрение слух. Чувст. познание отражает мир на уровне явлений. Рациональное познание основано на выработке человеческим мышлением абстрактных понятий. Рацион. Познание отображает мир на уровне сущностей или закономерностей. Действительный мир представляет собой единство чувственного и рационального. Это значит, что любая чувственная форма окрашена рациональным моментом, всякое абстрактное понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и связано с данными органами чувств. Существуют следующие формы чувственного познания: ощущение – отражение отдельных сторон свойств объекта, исходный пункт познавательного процесса в смысле непосредственной связи человека с миром; восприятие –отражение предмета в целом, более высокая форма чувственного познания; представление – это высшая форма, характеризующаяся воспроизведением ранее воспринимавшихся объектов. Формы рационального познания: понятие – форма фиксации мысли, в которой отражаются общие и существенные свойства; суждение – мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается; умозаключение - вывод из двух или более суждений нового суждения. (индуктивное умозаключение – мысль движется от частного к общему, дедуктивное – от общего к частному)

Билет №6