Глава 5 психолого-педагогическая работа с семьей
Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда она нуждается в помощи специалистов.
Как уже указывалось в гл. 2, в течение жизненного цикла семьи она неоднократно сталкивается с кризисами, которые можно сравнить с кризисами возрастного развития индивида. Это относительно непродолжительные периоды нарушения функционирования, которые характеризуются сходной «симптоматикой» и присущи подавляющему большинству семей на определенных этапах их развития, и в этом смысле они могут считаться «нормальными», если рассматривать норму как «средние данные по популяции». Однако процессы и события, имеющие место в период «нормального» кризиса, не становятся от этого менее болезненными для каждой конкретной семьи и не гарантируют их благополучного завершения и успешного функционирования семьи в дальнейшем. Таким образом, даже в рамках нормального развития семьи имеется множество трудностей, требующих своевременной помощи и разрешения. На выполнение этой задачи и направлена в целом психолого-педагогическая работа с семьей.
В психолого-педагогической работе с семьей можно выделить следующие направления:
диагностическое;
коррекционное;
профилактическое;
просветительское.
Работа с семьей может проводиться как по запросу, так и по показаниям. Данное деление условное, т.к. в значительной мере зависит от того, кто является заказчиком. Заказчиком может быть лицо или группа лиц, обратившихся за помощью.
258
Работа по запросу ведется тогда, когда в качестве заказчика выступает отдельный человек, испытывающий личные трудности. Это может быть кто-либо из членов семьи (например подросток, который не может найти общего языка с родителями; родитель, недовольный поведением ребенка) или специалист, непосредственно связанный по роду своей деятельности с кем-либо из членов семьи, чаще всего с ребенком (например учитель, испытывающий сложности при обучении ребенка).
Работа по показаниям, как правило, проводится по заказам каких-либо социальных служб или структур (администрация школы, комиссия по делам несовершеннолетних и т. п.). В качестве заказчика здесь выступает официальное лицо или группа лиц, которые могут быть непосредственно не связаны с конкретной семьей и обращение которых к специалистам является частью выполнения ими своих функциональных обязанностей. При этом они не испытывают личных трудностей и не вовлечены в ситуацию эмоционально (например, администрация школы ставит вопрос о целесообразности обучения ребенка в данной школе, так как ребенок не справляется с учебной программой).
Независимо от того, кто является заказчиком, оказание психолого-педагогической помощи семье подразумевает работу с различными людьми. Усилия социальных педагогов и психологов могут быть, направлены на:
детей;
родителей;
семью в целом как систему.
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия 4
- Глава 2 жизненный цикл семьи 57
- Глава 3 проблемная семья 119
- Глава 1 семья как объект психологического исследования и воздействия
- 1. Психологическое содержание понятия «семья»
- 2. Семья как пространство жизнедеятельности
- 3. Семья как социальный институт и малая группа
- 4. Функции семьи
- 5. Типы семей
- 6. Современные тенденции в развитии семьи
- 7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
- Глава 2 жизненный цикл семьи
- 1. Общие понятия
- 1. Молодая семья:
- 2. Этап добрачного ухаживания
- 3. Молодая семья
- 4. Семья с маленьким ребенком1
- 5. Зрелая семья
- 6.Семья со взрослыми детьми (уход детей из семьи)
- 7. Супружество в старости
- Глава 3 проблемная семья
- 1. Определение понятия «проблемная семья»
- 2. Семья с больным ребенком
- 3. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации
- 4. Семья - дисгармоничный союз.
- 5. Семья в разводе
- 6. Неполная семья
- 7. Семья алкоголиков
- 8. Повторный брак
- Глава 4 ребенок в семье. Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие ребенка
- 1. Типы семейного воспитания
- 2. Родительские директивы
- 3. Роли ребенка в семье
- 4. Материнская депривация
- 5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика
- 6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания
- Глава 5 психолого-педагогическая работа с семьей
- 1. Психолого-педагогическая работа с детьми
- 2. Психолого-педагогическая работа с родителями
- 3. Работа социального педагога с семьей
- Глава 6 основы семейного консультирования
- 1. Основные принципы консультирования семьи
- 2. Психодинамическая модель
- 3. Поведенческая модель
- 4. Системный подход
- Глава 7 диагностические техники определения проблемного поля семьи
- 1. Схема психологического анализа семьи как системы
- 2. Методы диагностики семейных отношений
- 3. Карта семьи