Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX в. в основном в развитых индустриальных странах. Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Полное оформление правового государства происходит после периода постиндустриального общества.
Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство – не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др. Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство – лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.
Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.
Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т. д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.
Гражданское общество – это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние граждан.
Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона.
Но это упрощенное представление. Сам закон – это форма выражения права.
Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие.
Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно.
Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.
Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает этатистские представления и режимы, исходящие из трактовки права, отождествляемого с законом, – из трактовки права как орудия государства, средства управления, формы политики. Тем более идея правового государства отвергает и идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению – это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок – таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством: например, фашизм, большевизм.
Коль скоро концепция правового государства исходит из признания примата права, то оказываются совершенно неприемлемыми и трактовки права как норм, установленных государством, т. е. якобы им порожденных и от него зависимых. Юридическое право как нечто признанное государством, закрепленное законом, есть лишь некая внешняя (пусть и необходимая) форма правовой системы страны, порожденной обществом на данной ступени его развития, в том числе и прежде всего существующей экономической системой: отношения собственности и есть правовое выражение производственных отношений. Однако чисто «экономический» подход к праву представляет собой вульгарный материализм и лишь одностороннее выведение права из отношений собственности, в которых налицо самостоятельные, равные, свободные субъекты, прежде всего люди. И тут мы подходим к действительной основе основ права – к человеку.
Социальное свойство, качество (одно из качеств) человека – право. Право есть сфера свободы личности, то, без чего человек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрыть свое творческое, деятельное начало.
Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу. Право – мера (масштаб) социальной свободы, масштаб относительно справедливый и равный (формально). Право характеризует триединство: свобода, справедливость, равенство возможностей. Граница прав и свобод человека – право и свобода другого человека, других людей, тем самым права человека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь прав и обязанностей – правоотношение: генетическая клетка всей правовой действительности).
Из сказанного вытекает фундаментальное исходное положение: каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство – политическую силу, главное предназначение которой – охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу – всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Узурпация власти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу государства, обращает силу государства против его граждан, а само государство превращается в диктаторский политический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма. Народ имеет право на революционное устранение такого подобия государства и на основе демократических выборов установление власти, связанной правом, установление правления закона и господства права. Но ныне речь может идти только о мирной смене власти, насилие порождает насилие, разрушает культуру и цивилизацию, подавляет личность. Насилие, гражданская война, агрессия особенно недопустимы в современном мире, при наличии средств массового уничтожения людей. Итак, государство по природе своей – правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Тут уместно обратить внимание на то, что суд, правосудие выступает высшей гарантией прав и свобод человека. Судебную власть нельзя трактовать как орган борьбы с преступностью, как «правоохранительный» орган – суд, это власть, действующая наравне с законодательной и исполнительной властями. Высший судебный орган должен обладать полномочиями охраны конституции, правом отмены решений парламента, президента, правительства, если эти решения противоречат конституции государства и нарушают права и свободы человека и гражданина.
Правовое государство – это такое демократическое государство, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей
- Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.
- Вопрос 2.Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя.
- Вопрос 3. Методология и методика социологического исследования.
- Вопрос 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 7. Русская социологическая школа.
- Вопрос 8. Концепции общественного развития в современной социологии.
- Вопрос 9. Общество как субъект социальной жизни.
- Вопрос 10. Социальный прогресс, его критерии.
- Вопрос 11.О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума.
- Вопрос 13. Социальные конфликты и пути из разрешения.
- Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
- Вопрос 16. Социология девиантного поведения.
- Формы девиантного поведения
- Вопрос 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп.
- Вопрос 18. Тенденции развития труда в условиях нтр и изменение отношений между социальными группам.
- Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
- Вопрос 20. Социальная стратификация.
- Вопрос 21.Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития.
- Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
- 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.
- 24.Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире.
- 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития.
- 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.
- Вопрос 28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
- Вопрос 29.Современная семья: проблемы и тенденции развития.
- 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
- Вопрос 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.
- 2.1 Классификации субъектов политики
- 2.2 Развитие политической субъектности
- 2.3 Политические интересы
- 2.4 Человек как субъект политики
- 2.5 Политические организации
- 2.6 Общественные организации
- 2.7 Политическая элита и политические лидеры
- Вопрос 32. Государство :происхождение и сущность.
- Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
- Вопрос 34.Политическое сознание и политическая культура.
- Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
- Вопрос 36. Религия и свободомыслие в жизни общества.
- Вопрос 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе.
- Сферы и формы культуры
- Вопрос 38.Образование и общество.
- Вопрос 39.Социальные функции образования.
- Вопрос 40. Перспективы развития человеческого общества.
- Развитие общества
- Исторические перспективы развития общества
- Современные перспективы развития общества
- Вопрос 41. Социальные отношения в российском обществе.
- Вопрос 42. Социальные общности.
- Вопрос 43. Национально-этнические общности.
- Вопрос 44. Многонациональные общности.
- Вопрос 45.Девиантное поведение.