2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника
Дисциплина «История социологии» относится к числу общепрофессиональных дисциплин. Она изучается на первом и втором курсах обучения. На основе курса по истории социологии может быть существенно повышена эффективность методики преподавания общей социологии. Кроме конкретных историко-социологических знаний, студенты в процессе подготовки получают всестороннее видение развития социологических идей. Данный курс можно рассматривать как своеобразное осмысление логики развития социологии, ее возникновения, борьбы идей, динамики, а также ее теоретико-методологической, мировоззренческой роли и функции. Отсюда следует, что курс по истории социологии является базовой дисциплиной, от которой зависят уровень и глубина знаний в конкретных областях социологии и степень подготовки специалиста.
Требования, предъявляемые к освоению дисциплины, предполагают:
• основательную проработку текстов первоисточников и дополнительной литературы, что предполагает перенос центра тяжести процесса обучения на самостоятельную подготовку студентов;
• значительное усиление общекультурной составляющей процесса обучения с тем, чтобы студенты лучше ориентировались в смежных социологии отраслях гуманитарного знания;
• введение в процесс преподавания современных форм и технологий обучения, способствующих включению понятийно-наглядных механизмов сознания;
• систематический и эффективный контроль преподавателей за усвоением материала в форме рефератов, докладов, контрольных работ, тестов.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
знать:
- основные принципы истории социологии: онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные;
- ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю;
- содержание процесса становления и развития классических концепций теоретической социологии;
- основные направления и концепции, сформировавшиеся на современном этапе развития западной социологической мысли;
- особенности становления и развития российской социологии.
Уметь:
- анализировать методологические и теоретические особенности классической социологии, видеть взаимосвязь и преемственность различных социологических теорий;
- ориентироваться в разностороннем материале, видеть сильные и слабые стороны социологических направлений;
- понимать теоретическую и практическую значимость освоения дисциплины;
- владеть категориальным аппаратом, уметь соотносить дисциплину «История социологии» с другими дисциплинами;
- уметь работать с учебной, справочной и научной литературой.
Владеть:
- навыками содержательного анализа социально-исторических, экономических, культурных, естественнонаучных предпосылок возникновения социологии, раскрытия базовых теоретических подходов и парадигм;
- навыками анализа жизненного пути личности, основных трудов и идей классиков социологии, систематизации основных понятий и частей учения того или иного крупного социолога;
- навыками демонстрации теоретических и мировоззренческих затруднений, возникавших на разных стадиях развития социологии, а также истолкования различными представителями социологического знания задач и перспектив науки об обществе;
- навыками самостоятельно пополнять и систематизировать знания по дисциплине, составлять свое мнение и отстаивать его во время дискуссии.
Иметь представление:
- о критериях социологического знания, предмете истории социологии и ее границах;
- социально-исторических и идейно-теоретических предпосылках возникновения социологии как науки;
- о базовых теоретических подходах и перспективах видения главных тем и задач социологии ее основателями и основными представителями, как в странах Европы, так и США, а также России;
- о важнейших факторах, определивших национальную специфику развития социологии в различных странах.
- Утверждаю
- 1. Общие положения
- 2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника
- 2. Методические указания к изучению дисциплины
- 3. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4. Темы контрольных работ по дисциплине «История социологии»
- 5. Требования к оформлению контрольной работы
- 6. Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- 4. Содержание модулей и тем дисциплин
- Модуль 1. Начальный этап развития социологии. История социальных учений
- Тема 1. Социальные учения Античности
- Тема 2. Социальные учения Средневековья
- Тема 3. Социальные учения Возрождения
- Тема 4. Социальные учения Нового Времени
- Тема 5. Социальные учения Просвещения
- Тема 6. Социальные учения первой четверти хix века
- Модуль 2. История западной социологии
- Тема 7. Социологический проект о.Конта
- Тема 8. Основные направления в развитии социологии XIX века
- Тема 9. Социология марксизма
- Тема 10. Психологическая социология рубежа хiх-хх вв.
- Тема 11. Социология э.Дюркгейма и становление французской социологической школы
- Тема 12. Социология г. Зиммеля, ф. Тенниса, в. Дильтея, м. Вебера
- Тема 13. Интегральная социология п.Сорокина
- Тема 14. Структурный функционализм в социологии (т.Парсонс и р.Мертон)
- Тема 15. Теория социального конфликта
- Тема 16. Теория социального обмена (Дж.Хоманса и п.Блау)
- Тема 17. Символический интеракционизм
- Тема 18. Феноменологическая социология и этнометодология
- Тема 19. Социология Франкфуртской школы
- Тема 20. Современные структурно-системные социологические теории
- Модуль 3. История российской социологии
- Тема 21. Российская социология: становление, этапы эволюции, особенности
- Тема 22. Натуралистическое направление в российской социологии
- Тема 23. Субъективная социология (этико-социологичгеская школа)
- Тема 24. Психологическое направление в русской социологии
- Тема 25. Русская идея в социологии
- Тема 26. Социология русского анархизма
- Тема 27. Неокантианская школа в русской социологии
- Тема 28. Марксистская социология в России
- Тема 29. Религиозно-философское направление в российской социологии
- Тема 30. Юридическая школа в российской социологии
- Тема 31. Неопозитивизм в русской социологии начала XX века
- Тема 32. Социологическая теория м.М.Ковалевского
- Тема 33. Социология п.А.Сорокина (русский период)
- Тема 34. История социологического образования в России
- Тема 35. Советский период развития социологии
- Контрольная работа по дисциплине история социологии
- Санкт-Петербург
- Перечень контрольных вопросов к зачету и к экзамену по дисциплине «История социологии»