logo search
2й семестр / 2 курс / История социологии / IstorCoz_kont бак

2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника

Дисциплина «История социологии» относится к числу общепрофессиональных дисциплин. Она изучается на первом и втором курсах обучения. На основе курса по истории социологии может быть существенно повышена эффективность методики преподавания общей социологии. Кроме конкретных историко-социологических знаний, студенты в процессе подготовки получают всестороннее видение развития социологических идей. Данный курс можно рассматривать как своеобразное осмысление логики развития социологии, ее возникновения, борьбы идей, динамики, а также ее теоретико-методологической, мировоззренческой роли и функции. Отсюда следует, что курс по истории социологии является базовой дисциплиной, от которой зависят уровень и глубина знаний в конкретных областях социологии и степень подготовки специалиста.

Требования, предъявляемые к освоению дисциплины, предполагают:

• основательную проработку текстов первоисточников и дополнительной литературы, что предполагает перенос центра тяжести процесса обучения на самостоятельную подготовку студентов;

• значительное усиление общекультурной составляющей процесса обучения с тем, чтобы студенты лучше ориентировались в смежных социологии отраслях гуманитарного знания;

• введение в процесс преподавания современных форм и технологий обучения, способствующих включению понятийно-наглядных механизмов сознания;

• систематический и эффективный контроль преподавателей за усвоением материала в форме рефератов, докладов, контрольных работ, тестов.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

- основные принципы истории социологии: онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные;

- ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю;

- содержание процесса становления и развития классических концепций теоретической социологии;

- основные направления и концепции, сформировавшиеся на современном этапе развития западной социологической мысли;

- особенности становления и развития российской социологии.

Уметь:

- анализировать методологические и теоретические особенности классической социологии, видеть взаимосвязь и преемственность различных социологических теорий;

- ориентироваться в разностороннем материале, видеть сильные и слабые стороны социологических направлений;

- понимать теоретическую и практическую значимость освоения дисциплины;

- владеть категориальным аппаратом, уметь соотносить дисциплину «История социологии» с другими дисциплинами;

- уметь работать с учебной, справочной и научной литературой.

Владеть:

- навыками содержательного анализа социально-исторических, экономических, культурных, естественнонаучных предпосылок возникновения социологии, раскрытия базовых теоретических подходов и парадигм;

- навыками анализа жизненного пути личности, основных трудов и идей классиков социологии, систематизации основных понятий и частей учения того или иного крупного социолога;

- навыками демонстрации теоретических и мировоззренческих затруднений, возникавших на разных стадиях развития социологии, а также истолкования различными представителями социологического знания задач и перспектив науки об обществе;

- навыками самостоятельно пополнять и систематизировать знания по дисциплине, составлять свое мнение и отстаивать его во время дискуссии.

Иметь представление:

- о критериях социологического знания, предмете истории социологии и ее границах;

- социально-исторических и идейно-теоретических предпосылках возникновения социологии как науки;

- о базовых теоретических подходах и перспективах видения главных тем и задач социологии ее основателями и основными представителями, как в странах Европы, так и США, а также России;

- о важнейших факторах, определивших национальную специфику развития социологии в различных странах.