logo search
идеология в вопросах и ответах

Вопрос: Почему право на труд является фундаменталь­ным, конституционным правом человека? Каковы направле­ния и приоритеты государственной политики в области трудовых отношений?

Ответ. И в обеспечении благосостояния людей, и в реа­лизации личности, и в укреплении экономической мощи государства особая роль принадлежит труду. Именно он является универсальным источником богатства чело­века и общества, движущей силой их развития. Поэтому право на труд и достойное вознаграждение по его резуль­татам — базовые, основополагающие принципы обеспече­ния экономической и социальной безопасности личности и государства. В ст. 41 Конституции страны записано: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека... Государство создает условия для полной занято­сти населения».

Требование обеспечения максимально полной продуктив­ной занятости, провозглашенное Международной организа­цией труда (МОТ) в качестве основополагающего принципа построения внутригосударственных, общегосударственных и межгосударственных отношений, занимает ключевое мес­то в национальной модели социально-экономического разви­тия. Недопущение массовой безработицы, обнищания насе­ления, социальной изоляции и деградации личности, забота о сохранении кадрового потенциала, создание благоприят­ных и прозрачных условий для занятости и трудовой дея­тельности граждан являются отличительными чертами бело­русской государственности.

Для этого в Республике Беларусь законодательно уста­новлена и обеспечивается система конкретных государствен­ных гарантий:

равные возможности всех граждан в реализации права на выбор профессии, рода занятий и работы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

сохранность рабочих мест для женщин, находящихся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком;

оплата труда в соответствии с его количеством и качест­вом не ниже минимально допустимого уровня;

• создание здоровых и безопасных условий труда;

• предоставление ежегодного отпуска не ниже установлен­ной продолжительности;

социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудо­вого увечья, инвалидности и потери работы;

предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

• защита законных интересов и прав работников.

При этом особое внимание уделяется обеспечению заня­тости молодежи, для которой реализуются дополнительные гарантии, например, предоставление первого рабочего места выпускникам государственных профессиональных учебных заведений, а также военнослужащим, завершившим прохож­дение срочной военной службы.

Уровень безработицы и занятости населения, создание новых рабочих мест, а также заработная плата включены в число основных заданий программ и прогнозных параме­тров социально-экономического развития страны, которые находятся на постоянном контроле у Главы государства и Правительства. С 1991 года в республике функционирует государственная служба занятости населения. С 1992 года принимаются ежегодные государственные программы содействия занятости населения, содержащие комплекс мер, направленных на обеспечение контролируемой и ста­бильной ситуации на рынке труда. Для качественного улучшения ситуации на региональных рынках труда, уско­ренного социально-экономического развития всех террито­рий республики реализуются Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010 гг., Государ­ственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 гг.

Проведение в стране последовательной социально ориен­тированной политики позволило минимизировать безрабо­тицу, существенно повысить уровень оплаты труда и основ­ные социально-трудовые гарантии. Показатель регистрируе­мой безработицы, достигший 4% в 1996 году, снизился до 1% в 2007-м и в настоящее время. В 2007 году реальная заработ­ная плата выросла в 2,6 раза по сравнению с 2000-м и в 4,5 ра­за — по сравнению с 1995 годом. В республике самая низкая безработица и один из самых высоких уровней зарплат среди государств — членов СНГ.

Для сравнения. По данным ООН, с 1996 по 2007 год уро­вень безработицы в мире вырос с 6% до 6,3%. Численность безработных достигла 190 млн. человек. При этом в стра­нах — членах ЕС уровень безработицы составил 8,4%, в том числе в Словакии — 16%, Польше — 18%. По государствам — участникам СНГ средний показатель безработицы — 7%.

Особую тревогу вызывает тот факт, что около половины всех безработных — молодежь, составляющая пятую часть населения мира. В докладе ООН «О мировом социальном положении, 2007 год» особо отмечается, что большинство молодежи в мире живет в нищете и в общей сложности 130 млн. молодых людей являются неграмотными. Основные причины — недостаточная доступность образования и низкие гарантии занятости для молодежи.

Программными документами в Республике Беларусь определены главные ориентиры в области занятости и тру­да в контексте устойчивого социально-экономического развития страны до 2020 года:

• обеспечение рациональной занятости населения на осно­ве сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспек­тивных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;

последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важ­нейшего стимула трудовой активности работников;

формирование рыночных механизмов регулирования заработной платы;

поэтапное повышение значения государственных гаран­тий в области труда и занятости населения;

развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

усиление законодательной защиты прав наемных работ­ников на труд и его справедливую оплату.

При этом в 2010 году в данной сфере предусматривается достичь конкретных результатов:

повысить уровень занятости населения на 10%;

не допустить безработицы выше 1,5—2%;

довести средний размер заработной платы до 700 долл. США в эквиваленте;

сократить число рабочих мест с вредными и опасными условиями труда на 20%.

Это достижимо на основе поступательного роста и совер­шенствования экономики, повышения производительности и результативности труда.