Вопрос: Ученые, политики в разное время по-разному определяли идеологию. Какое из определений наиболее отвечает требованиям сегодняшнего дня?
Ответ. Действительно, не только на протяжении истории, но и сегодня понятие «идеология» разными авторами трактуется по-разному. Более того, на протяжении двух столетий своего существования идеология многими политиками и интеллектуалами просто отрицалась как что-то ненужное или даже вредное для общества.
Однако парадокс состоит в том, что чем жестче и аргументированнее, казалось бы, была эта критика, тем более важные и необходимые черты идеологии для функционирования человеческого общества, в конце концов, она позволяла выявлять.
Так, например, фундаментальной критике идеологию как форму ложного сознания подверг основоположник научного социализма К. Маркс. Идеологией он называл современную ему немецкую идеалистическую социальную философию и противопоставлял ей единственно верные, с точки зрения марксизма, материалистическое мировоззрение и диалектику.
В то же время именно Маркс первым обратил внимание на то, что восприятие человеком социальной действительности, то, что он ценит в этой жизни и к чему стремится, в значительной степени зависит от места, которое он и та социальная группа, к которой он принадлежит, занимают в обществе.
В. И. Ленин в полной мере оценил потенциал идеологии как оружия политической борьбы и, по сути, реабилитировал ее. Более того, свое учение он называл «научной идеологией». Идеология рабочего класса, по мнению В. И. Ленина, представляет собой систему идей о том, как развивается и как должно развиваться общество, и выражает интересы пролетариата как класса.
Следующий значительный этап в исследовании идеологии и ее роли в функционировании общества связан с именем немецкого философа К. Манхейма, который стремился понять, почему люди по-разному воспринимают один и тот же социальный мир. В итоге Манхейм пришел к выводу, что идеология представляет собой определенный образ мышления социальных групп, обусловленный их положением в обществе. В качестве иллюстрирующего примера Манхейм ссылается на Макиавелли, который говорил, что во дворце мыслят иначе, чем на площади.
И хотя и после Манхейма, вплоть до сегодняшнего дня, многие философы и политологи стараются доказать ненужность идеологии, или в связи с достижениями технического прогресса, или в связи с окончанием холодной войны, сам ход истории убеждает непредвзятого исследователя, что существование человеческого общества без многочисленных идеологий, посредством которых политические субъекты (классы, нации, другие социальные группы, политические партии и общественные движения) выражают и продвигают свои интересы, просто невозможно. Так, например, американский философ Ф. Фукуяма, который в связи с развалом Советского Союза объявил на весь мир о конце эры идеологии, сегодня уже далеко не так категоричен. Сама жизнь постоянно опровергала любые попытки построить модель общества без идеологии. Оказывалось, что в лучшем случае речь может идти не об уничтожении идеологии как таковой, а о замене одной идеологии другой. Более того, идеологическое доминирование, т. е. навязывание другим народам своих ценностей, зачастую позволяет решить такие геополитические задачи, которые не могут быть решены политическими или даже военными средствами.
Очевидно, что ни США, ни Евросоюз не намерены отказываться от стратегии глобального доминирования, которая, по большому счету, отвечает интересам не только политических и экономических элит этих стран, но и большинства населения, так как способствует поддержанию гораздо более высокого по сравнению с другими странами качества жизни. Это доминирование обеспечивается различными средствами, в том числе и за счет попыток идеологического доминирования, навязывания другим нациям ценностей западной цивилизации в качестве универсальных.
Сегодня, на наш взгляд, наиболее полным и приемлемым как с теоретической, так и с прикладной точки зрения является понимание идеологии как системы идей о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей стремиться к целям, которые они перед собой поставили.
Важнейшая характеристика идеологии состоит в том, что она всегда выражает интересы какого-либо субъекта политики — класса или другой социальной группы, политической партии, общественного движения.
Всякая идеология обладает своей структурой, то есть состоит из определенных элементов, которые связаны друг с другом определенным, закономерным образом.
- Раздел 1.
- Идеология и ее роль в жизни общества
- Вопрос: Ученые, политики в разное время по-разному определяли идеологию. Какое из определений наиболее отвечает требованиям сегодняшнего дня?
- Вопрос: Является ли идеология неотъемлемой частью функционирования любого государства?
- Вопрос: Меняется ли значение идеологии для государства по мере развития человеческого общества?
- Вопрос: Каковы наиболее характерные черты либерализма как идеологии? Какие ценности он выражает и пропагандирует?
- Вопрос: Каковы основные характерные черты консерватизма и неоконсерватизма?
- Вопрос: в чем суть основных направлений социалистической идеологии?
- Вопрос: Какие новые идеологии возникли в XX веке? в чем их особенности?
- Вопрос: в мусульманских странах Центральной Азии, Ближнего Востока в последнее время получают распространение радикальные течения ислама. В чем их идеологическая суть?
- Раздел 2. Белорусская национальная идея и идеология белорусского государства
- Вопрос: в лексиконе политологов, политиков и государственных деятелей часто употребляется понятие «белорусская национальная идея». В чем его суть?
- Вопрос: 25 марта 1918 г. Белорусскими националистами в условиях германской оккупации была провозглашена Белорусская Народная Республика (бнр). Являлась ли бнр реальным государственным образованием?
- Вопрос: До настоящего времени в определенных кругах существует точка зрения, согласно которой в Беларуси господствует коммунистическая идеология. Насколько правомочны такие заключения?
- Вопрос: Каковы основные вехи становления белорусской государственности ?
- Вопрос: Какова роль Конституции в жизни белорусского государства и общества?
- Вопрос: Какие наиболее значимые права граждан прописаны в Основном Законе нашей страны и как они реализуются?
- Вопрос: в первой статье Конституции страны дано определение Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства. В чем сущность данного определения?
- Вопрос: Республика Беларусь является суверенным государством. В чем проявляется важнейшее свойство суверенитета белорусского государства?
- Раздел 3. Реализация идеологии белорусского государства в основных сферах жизни общества
- Вопрос: Какие основные функции осуществляет Президент Республики Беларусь?
- Вопрос: Каковы функции Парламента Республики Беларусь?
- Вопрос: Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Какое место занимает Совет Министров в системе органов государственной власти?
- Вопрос: Какова роль судебной власти в белорусском государстве?
- Вопрос: Можно ли говорить о белорусской модели экономического развития?
- Вопрос: Каковы основные черты белорусской экономической модели?
- Вопрос: Какие экономические позиции занимает Республика Беларусь в современном мире?
- Вопрос: Как обеспечивается государственное управление национальной экономикой?
- Вопрос: На третьем Всебелорусском народном собрании был провозглашен тезис «Государство для народа», в чем его сущность?
- Вопрос: Что означает понятие «социальное государство»? Каковы характерные черты социального государства в Республике Беларусь?
- Вопрос: в чем состоят цели социальной политики Республики Беларусь? Каковы ее приоритеты на современном этапе?
- Вопрос: Почему право на труд является фундаментальным, конституционным правом человека? Каковы направления и приоритеты государственной политики в области трудовых отношений?
- Вопрос: Что представляет собой система социальной защиты в Республике Беларусь? Каковы направления развития государственной социальной поддержки населения в Беларуси?
- Вопрос: Каковы основы построения пенсионной системы в Республике Беларусь? Каковы ее возможности по обеспечению повышения уровня пенсий?
- Вопрос: в Республике Беларусь после распада ссср сохранилась государственная молодежная политика. В чем заключается ее сущность?
- Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность молодежного движения в республике?
- Вопрос: Насколько широко наша молодежь используется в научно-исследовательской работе?
- Вопрос: в Беларуси проживает около 2,5 млн. Молодых граждан. Какова перспектива юношей и девушек, живущих в сельской местности, и насколько они заняты в сельскохозяйственном производстве?
- Вопрос: Насколько ряды белорусской армии пополняются молодыми кадрами?
- Вопрос: Какие проблемные вопросы существуют у белорусской молодежи?