logo
идеология в вопросах и ответах

Вопрос: Ученые, политики в разное время по-разному определяли идеологию. Какое из определений наиболее отве­чает требованиям сегодняшнего дня?

Ответ. Действительно, не только на протяжении исто­рии, но и сегодня понятие «идеология» разными авторами трактуется по-разному. Более того, на протяжении двух столетий своего существования идеология многими поли­тиками и интеллектуалами просто отрицалась как что-то ненужное или даже вредное для общества.

Однако парадокс состоит в том, что чем жестче и аргумен­тированнее, казалось бы, была эта критика, тем более важ­ные и необходимые черты идеологии для функционирования человеческого общества, в конце концов, она позволяла вы­являть.

Так, например, фундаментальной критике идеологию как форму ложного сознания подверг основоположник научного социализма К. Маркс. Идеологией он называл современную ему немецкую идеалистическую социальную философию и противопоставлял ей единственно верные, с точки зрения марксизма, материалистическое мировоззре­ние и диалектику.

В то же время именно Маркс первым обратил внимание на то, что восприятие человеком социальной действительности, то, что он ценит в этой жизни и к чему стремится, в значи­тельной степени зависит от места, которое он и та социальная группа, к которой он принадлежит, занимают в обществе.

В. И. Ленин в полной мере оценил потенциал идеологии как оружия политической борьбы и, по сути, реабилитировал ее. Более того, свое учение он называл «научной идеологи­ей». Идеология рабочего класса, по мнению В. И. Ленина, представляет собой систему идей о том, как развивается и как должно развиваться общество, и выражает интересы пролетариата как класса.

Следующий значительный этап в исследовании идеоло­гии и ее роли в функционировании общества связан с именем немецкого философа К. Манхейма, который стремился понять, почему люди по-разному воспринимают один и тот же социальный мир. В итоге Манхейм пришел к выводу, что идеология представляет собой определенный образ мышле­ния социальных групп, обусловленный их положением в об­ществе. В качестве иллюстрирующего примера Манхейм ссылается на Макиавелли, который говорил, что во дворце мыслят иначе, чем на площади.

И хотя и после Манхейма, вплоть до сегодняшнего дня, многие философы и политологи стараются доказать ненужность идеологии, или в связи с достижениями техни­ческого прогресса, или в связи с окончанием холодной войны, сам ход истории убеждает непредвзятого исследо­вателя, что существование человеческого общества без многочисленных идеологий, посредством которых политические субъекты (классы, нации, другие социаль­ные группы, политические партии и общественные движе­ния) выражают и продвигают свои интересы, просто невозможно. Так, например, американский философ Ф. Фукуяма, который в связи с развалом Советского Союза объявил на весь мир о конце эры идеологии, сегодня уже далеко не так категоричен. Сама жизнь постоянно опровергала любые попытки построить модель общества без идеологии. Оказывалось, что в лучшем случае речь может идти не об уничтожении идеологии как таковой, а о замене одной идеологии другой. Более того, идеологичес­кое доминирование, т. е. навязывание другим народам своих ценностей, зачастую позволяет решить такие гео­политические задачи, которые не могут быть решены политическими или даже военными средствами.

Очевидно, что ни США, ни Евросоюз не намерены отка­зываться от стратегии глобального доминирования, кото­рая, по большому счету, отвечает интересам не только политических и экономических элит этих стран, но и боль­шинства населения, так как способствует поддержанию гораздо более высокого по сравнению с другими странами качества жизни. Это доминирование обеспечивается различными средствами, в том числе и за счет попыток идеологического доминирования, навязывания другим нациям ценностей западной цивилизации в качестве универсальных.

Сегодня, на наш взгляд, наиболее полным и приемлемым как с теоретической, так и с прикладной точки зрения явля­ется понимание идеологии как системы идей о целях разви­тия общества и человека, а также средствах и путях достиже­ния этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей стремиться к целям, которые они перед собой поставили.

Важнейшая характеристика идеологии состоит в том, что она всегда выражает интересы какого-либо субъекта полити­ки — класса или другой социальной группы, политической партии, общественного движения.

Всякая идеология обладает своей структурой, то есть со­стоит из определенных элементов, которые связаны друг с другом определенным, закономерным образом.