Вопрос: Каковы наиболее характерные черты либерализма как идеологии? Какие ценности он выражает и пропагандирует?
Ответ. Либерализм. Следует отметить, что либерализм никогда не был единой и целостной теорией. Внутри него существовали разные, порой противоположные, течения. Суть разногласий сводилась к выяснению допустимых масштабов деятельности государства ради обеспечения свободы развития индивида.
Несмотря на неоднозначность трактовок либерализма, тем не менее существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как целостном социально-политическом учении.
Принцип частной собственности. Частная собственность рассматривается в либерализме как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Как отмечал один из теоретиков «экономического» либерализма Л. Мизес, «если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет частная собственность. Все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования».
Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на нее со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались. Свобода в классическом либерализме фактически не признает никаких социальных ограничений и противопоставляется ответственности, обязанностям. Однако личность, обладающая такой свободой, по своей природе антисоциальна, антиобщественна. Либерализм в этом смысле является идеологией антисоциальности.
Принцип конкуренции. Конкуренция в либерализме рассматривается как один из фундаментальнейших устоев общества. Конкуренция распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. В этом и заключается порок либеральной идеологии, потому что конкуренция, переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи.
Принцип глобализма. Этот принцип либерализма исходит из того, что требования реализации свободы человека не зависят от особенностей исторического и национально-культурного развития данного общества, не должны подлежать конкретно-исторической корректировке. Прикрываясь таким пониманием всеобщности человеческих прав и свобод, идеологи глобализма пытаются силой навязать «свободу» индивидуализма другим народам и государствам и требовать от них признания такой «свободы» универсальным принципом. Такой «универсализм» не имеет ничего общего с Всеобщей декларацией прав и свобод человека, поскольку сводится к оправданию вмешательства сильных государств во внутренние дела слабых стран и насаждению в них марионеточных режимов.
Подобные ценностные принципы либерализма одновременно являются и основными целями либерализма. Поскольку либерализм отрицает возможность совершенного общественного устройства, абсолютного блага, то достижение социальной гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это признание технически реализуется посредством процедурных и институциональных механизмов (к этому и сводится понимание демократии в либерализме), по которым происходит реализация людьми своих личных стремлений. Если либерализм к чему-то стремится, то именно к тому, чтобы свобода сама по себе стала самоцелью для людей. Либеральная трактовка свободы на практике входит в противоречие со всеми реалиями жизни человека. Не трудно заметить, что свобода как самоцель лишает всякого смысла саму человеческую жизнь. Зачем устраивать семейную жизнь, рожать и воспитывать детей, думать о будущем, если человек — это самоцельная свобода? Парадокс либерализма в том и состоит, что все его принципы и цели в реальности ведут к совершенно противоположному результату. И там, где в либерализме видится свобода, на самом деле речь идет не о свободе, а о подчинении, поскольку все функции, обеспечивающие человеческое существование, перекладываются от одного человека на другого. И тогда выходит, что свободен лишь только тот, кто имеет деньги, чтобы освободить себя от обязанностей и возложить выполнение этих обязанностей на других людей. Акцент на «свободе для себя» обусловливает раболепие либерала перед деньгами. Поэтому не случайно в либерализме на практике происходит подмена свободы деньгами, социального индивидуальным, всеобщего частным.
Происходящие на постсоветском пространстве социально-политические процессы зачастую именуются политикой либерализма. Сегодня нет недостатка в публикациях о свободном рынке, демократии, формировании правового государства и гражданского общества, защите прав и свобод личности. В анализе этих явлений наблюдается упрощенное, а иногда и искаженное представление, когда на неклассическую социально-политическую реальность постсоветского общества пытаются экстраполировать заимствованные извне идеологические схемы научного исследования. Должно быть понятно, что только при условии не бездумного переписывания западной политической литературы, а вдумчивого изучения эволюции либерализма в отечественной истории возможно получить практически значимые результаты, которые можно использовать в разработке идеологии белорусского народа.
- Раздел 1.
- Идеология и ее роль в жизни общества
- Вопрос: Ученые, политики в разное время по-разному определяли идеологию. Какое из определений наиболее отвечает требованиям сегодняшнего дня?
- Вопрос: Является ли идеология неотъемлемой частью функционирования любого государства?
- Вопрос: Меняется ли значение идеологии для государства по мере развития человеческого общества?
- Вопрос: Каковы наиболее характерные черты либерализма как идеологии? Какие ценности он выражает и пропагандирует?
- Вопрос: Каковы основные характерные черты консерватизма и неоконсерватизма?
- Вопрос: в чем суть основных направлений социалистической идеологии?
- Вопрос: Какие новые идеологии возникли в XX веке? в чем их особенности?
- Вопрос: в мусульманских странах Центральной Азии, Ближнего Востока в последнее время получают распространение радикальные течения ислама. В чем их идеологическая суть?
- Раздел 2. Белорусская национальная идея и идеология белорусского государства
- Вопрос: в лексиконе политологов, политиков и государственных деятелей часто употребляется понятие «белорусская национальная идея». В чем его суть?
- Вопрос: 25 марта 1918 г. Белорусскими националистами в условиях германской оккупации была провозглашена Белорусская Народная Республика (бнр). Являлась ли бнр реальным государственным образованием?
- Вопрос: До настоящего времени в определенных кругах существует точка зрения, согласно которой в Беларуси господствует коммунистическая идеология. Насколько правомочны такие заключения?
- Вопрос: Каковы основные вехи становления белорусской государственности ?
- Вопрос: Какова роль Конституции в жизни белорусского государства и общества?
- Вопрос: Какие наиболее значимые права граждан прописаны в Основном Законе нашей страны и как они реализуются?
- Вопрос: в первой статье Конституции страны дано определение Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства. В чем сущность данного определения?
- Вопрос: Республика Беларусь является суверенным государством. В чем проявляется важнейшее свойство суверенитета белорусского государства?
- Раздел 3. Реализация идеологии белорусского государства в основных сферах жизни общества
- Вопрос: Какие основные функции осуществляет Президент Республики Беларусь?
- Вопрос: Каковы функции Парламента Республики Беларусь?
- Вопрос: Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Какое место занимает Совет Министров в системе органов государственной власти?
- Вопрос: Какова роль судебной власти в белорусском государстве?
- Вопрос: Можно ли говорить о белорусской модели экономического развития?
- Вопрос: Каковы основные черты белорусской экономической модели?
- Вопрос: Какие экономические позиции занимает Республика Беларусь в современном мире?
- Вопрос: Как обеспечивается государственное управление национальной экономикой?
- Вопрос: На третьем Всебелорусском народном собрании был провозглашен тезис «Государство для народа», в чем его сущность?
- Вопрос: Что означает понятие «социальное государство»? Каковы характерные черты социального государства в Республике Беларусь?
- Вопрос: в чем состоят цели социальной политики Республики Беларусь? Каковы ее приоритеты на современном этапе?
- Вопрос: Почему право на труд является фундаментальным, конституционным правом человека? Каковы направления и приоритеты государственной политики в области трудовых отношений?
- Вопрос: Что представляет собой система социальной защиты в Республике Беларусь? Каковы направления развития государственной социальной поддержки населения в Беларуси?
- Вопрос: Каковы основы построения пенсионной системы в Республике Беларусь? Каковы ее возможности по обеспечению повышения уровня пенсий?
- Вопрос: в Республике Беларусь после распада ссср сохранилась государственная молодежная политика. В чем заключается ее сущность?
- Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность молодежного движения в республике?
- Вопрос: Насколько широко наша молодежь используется в научно-исследовательской работе?
- Вопрос: в Беларуси проживает около 2,5 млн. Молодых граждан. Какова перспектива юношей и девушек, живущих в сельской местности, и насколько они заняты в сельскохозяйственном производстве?
- Вопрос: Насколько ряды белорусской армии пополняются молодыми кадрами?
- Вопрос: Какие проблемные вопросы существуют у белорусской молодежи?