Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность молодежного движения в республике?
Ответ. В Конституции Республики Беларусь определены концептуальные основы государственной молодежной политики. Основной Закон закрепляет положение о том, что молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие. Государство берет на себя обязательство создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии страны.
Конституционные основы молодежной политики нашли свое воплощение в других нормативно-правовых актах.
Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной политики, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятый 24 апреля 1992 г.
В этом документе установлены основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:
Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан.
Последовательность и комплексность.
Научная обоснованность.
Учет интересов и потребностей молодых граждан.
Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан.
Гласность и открытость
Участие молодежи в разработке и реализации молодежной политики.
Закон устанавливает, что высшие органы государственной власти Беларуси определяют общие организационные, социальные, экономические и правовые начала молодежной политики. Он формирует основы правового статуса молодых граждан и молодежных объединений, закрепляет государственные гарантии реализации молодежной политики.
С 1996 года основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с республиканскими программами «Молодежь Беларуси».
В настоящее время действует Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006—2010 гг., которая призвана продолжить реализацию мер по формированию эффективной молодежной политики, разработанной в предшествующие годы, и направлена на развитие инновационного потенциала молодых граждан.
Новая программа предполагает решение следующих задач:
патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них политической культуры, стимулирование ответственного и активного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь;
формирование правового сознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения;
создание условий для более активного и эффективного включения молодежи в социально-экономическую жизнь общества;
развитие позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития государства;
совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодых семей;
развитие международного молодежного сотрудничества;
информационное обеспечение системы работы с молодежью.
Вопрос: Сколько молодежных общественных объединений в Беларуси осуществляют свою деятельность?
Ответ. В настоящее время в республике насчитывается 162 молодежных общественных объединения, среди которых 23 детских.
Наиболее массовой молодежной организацией является Белорусский республиканский союз молодежи, насчитывающий в своих рядах почти 476 тыс. юношей и девушек.
Белорусская республиканская пионерская организация объединяет более 500 тыс. детей.
Вопрос: В республике один из самых низких уровней безработицы. Какой процент безработных составляет молодежь в возрасте до 30 лет?
Что делает государство для улучшения трудоустройства этой категории граждан?
Ответ. Молодежь — одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда, поскольку отсутствие необходимого практического опыта иногда становится серьезным препятствием для молодых людей, начинающих трудовую жизнь. Это подтверждают данные по возрастной структуре безработицы: в настоящее время около 37% безработных в Беларуси — юноши и девушки в возрасте от 16 до 29 лет.
Основными направлениями государственной политики по обеспечению экономической самостоятельности молодежи являются: создание условий для занятости молодежи; содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и реализация программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; поддержка молодежного предпринимательства; финансовая поддержка мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в том числе для несовершеннолетних, а также лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дети-инвалиды, дети-сироты, 1 дети, оставшиеся без попечения родителей), содействие занятости сельской молодежи.
На достижение этих целей направлен ряд мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2008 год. В частности, увеличены объемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных под «заказ» нанимателя — с 30% до 40% от общего количества направляемых на проф-обучение.
Служба занятости совместно с органами образования, местными исполнительными и распорядительными органами информирует учащихся школ, ПТУ о состоянии рынка занятости, социальных и правовых гарантиях безработных граждан, о возможностях приобретения профессии, востребованной на рынке труда.
В целях дальнейшей реализации государственной молодежной политики Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. утверждена Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006—2010 гг.
Ее основные направления — повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина-патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании.
Программа предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.
Ожидается, что в результате реализации данной программы повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи.
Воплощение в жизнь положений программы также позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.
Вопрос: Беларусь по индексу развития человеческого потенциала входит в число высокоразвитых стран мира.
Как можно охарактеризовать образовательный уровень нашей молодежи?
Ответ. Учащаяся молодежь (старшеклассники, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений, студенты вузов) составляет более половины в общем количестве молодых людей республики.
Реформа образования предполагает переход на профильное обучение в старших классах. Это значит, что социальный образ старшеклассника приобретает новые черты. Выбрав профиль обучения, молодой человек уже со школьной скамьи будет более отчетливо представлять свое профессиональное будущее.
В профессионально-технических училищах обучаются ребята, которые решили связать свою жизнь с рабочей профессией. Современному производству требуются высококвалифицированные рабочие, а возможность получить за время обучения две-три смежные специальности позволяет выпускнику ПТУ уверенно чувствовать себя на рынке труда.
Учащиеся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений составят в будущем основу развития реального сектора экономики и сферы услуг.
Значительная доля учащейся молодежи — студенчество. Менее чем за 10 лет число студентов в республике увеличилось на 70%.
Сегодня на 10 тыс. населения в стране приходится 425 студентов. Высшее образование в Беларуси можно получить как в государственных, так и в частных вузах, к которым предъявляется единое требование — высокое качество обучения.
Доступность высшего образования, прозрачность вступительной кампании, разумная система льгот при поступлении способствовали тому, чтобы студенчество было представлено всеми социальными категориями граждан республики.
Государственная политика в области высшего образования формирует и новые черты студенчества. Проведение воспитательно-идеологической работы с вузовской молодежью, привлечение ее к научным исследованиям, укрепление материально-технической базы позволяют уже в студенческие годы сформировать у молодого человека не только профессиональное самосознание, но и гражданско-патриотическую позицию, стремление использовать свой талант и интеллект на благо Отечества.
- Раздел 1.
- Идеология и ее роль в жизни общества
- Вопрос: Ученые, политики в разное время по-разному определяли идеологию. Какое из определений наиболее отвечает требованиям сегодняшнего дня?
- Вопрос: Является ли идеология неотъемлемой частью функционирования любого государства?
- Вопрос: Меняется ли значение идеологии для государства по мере развития человеческого общества?
- Вопрос: Каковы наиболее характерные черты либерализма как идеологии? Какие ценности он выражает и пропагандирует?
- Вопрос: Каковы основные характерные черты консерватизма и неоконсерватизма?
- Вопрос: в чем суть основных направлений социалистической идеологии?
- Вопрос: Какие новые идеологии возникли в XX веке? в чем их особенности?
- Вопрос: в мусульманских странах Центральной Азии, Ближнего Востока в последнее время получают распространение радикальные течения ислама. В чем их идеологическая суть?
- Раздел 2. Белорусская национальная идея и идеология белорусского государства
- Вопрос: в лексиконе политологов, политиков и государственных деятелей часто употребляется понятие «белорусская национальная идея». В чем его суть?
- Вопрос: 25 марта 1918 г. Белорусскими националистами в условиях германской оккупации была провозглашена Белорусская Народная Республика (бнр). Являлась ли бнр реальным государственным образованием?
- Вопрос: До настоящего времени в определенных кругах существует точка зрения, согласно которой в Беларуси господствует коммунистическая идеология. Насколько правомочны такие заключения?
- Вопрос: Каковы основные вехи становления белорусской государственности ?
- Вопрос: Какова роль Конституции в жизни белорусского государства и общества?
- Вопрос: Какие наиболее значимые права граждан прописаны в Основном Законе нашей страны и как они реализуются?
- Вопрос: в первой статье Конституции страны дано определение Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства. В чем сущность данного определения?
- Вопрос: Республика Беларусь является суверенным государством. В чем проявляется важнейшее свойство суверенитета белорусского государства?
- Раздел 3. Реализация идеологии белорусского государства в основных сферах жизни общества
- Вопрос: Какие основные функции осуществляет Президент Республики Беларусь?
- Вопрос: Каковы функции Парламента Республики Беларусь?
- Вопрос: Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Какое место занимает Совет Министров в системе органов государственной власти?
- Вопрос: Какова роль судебной власти в белорусском государстве?
- Вопрос: Можно ли говорить о белорусской модели экономического развития?
- Вопрос: Каковы основные черты белорусской экономической модели?
- Вопрос: Какие экономические позиции занимает Республика Беларусь в современном мире?
- Вопрос: Как обеспечивается государственное управление национальной экономикой?
- Вопрос: На третьем Всебелорусском народном собрании был провозглашен тезис «Государство для народа», в чем его сущность?
- Вопрос: Что означает понятие «социальное государство»? Каковы характерные черты социального государства в Республике Беларусь?
- Вопрос: в чем состоят цели социальной политики Республики Беларусь? Каковы ее приоритеты на современном этапе?
- Вопрос: Почему право на труд является фундаментальным, конституционным правом человека? Каковы направления и приоритеты государственной политики в области трудовых отношений?
- Вопрос: Что представляет собой система социальной защиты в Республике Беларусь? Каковы направления развития государственной социальной поддержки населения в Беларуси?
- Вопрос: Каковы основы построения пенсионной системы в Республике Беларусь? Каковы ее возможности по обеспечению повышения уровня пенсий?
- Вопрос: в Республике Беларусь после распада ссср сохранилась государственная молодежная политика. В чем заключается ее сущность?
- Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность молодежного движения в республике?
- Вопрос: Насколько широко наша молодежь используется в научно-исследовательской работе?
- Вопрос: в Беларуси проживает около 2,5 млн. Молодых граждан. Какова перспектива юношей и девушек, живущих в сельской местности, и насколько они заняты в сельскохозяйственном производстве?
- Вопрос: Насколько ряды белорусской армии пополняются молодыми кадрами?
- Вопрос: Какие проблемные вопросы существуют у белорусской молодежи?