logo
идеология в вопросах и ответах

Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность молодежного движения в республике?

Ответ. В Конституции Республики Беларусь определены концептуальные основы государственной молодежной полити­ки. Основной Закон закрепляет положение о том, что молоде­жи гарантируется право на духовное, нравственное и физичес­кое развитие. Государство берет на себя обязательство создать все необходимые условия для свободного и эффективного уча­стия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии страны.

Конституционные основы молодежной политики нашли свое воплощение в других нормативно-правовых актах.

Важнейшим документом, определяющим основы государ­ственной молодежной политики, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республи­ке Беларусь», принятый 24 апреля 1992 г.

В этом документе установлены основные принципы госу­дарственной молодежной политики в Республике Беларусь:

Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан.

Последовательность и комплексность.

Научная обоснованность.

Учет интересов и потребностей молодых граждан.

Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан.

Гласность и открытость

Участие молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

Закон устанавливает, что высшие органы государственной власти Беларуси определяют общие организаци­онные, социальные, экономические и правовые начала молодежной политики. Он формирует основы правового статуса молодых граждан и молодежных объединений, закрепляет государственные гарантии реализации моло­дежной политики.

С 1996 года основные мероприятия по реализации моло­дежной политики осуществляются в соответствии с респуб­ликанскими программами «Молодежь Беларуси».

В настоящее время действует Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006—2010 гг., которая призвана продолжить реализацию мер по формированию эффектив­ной молодежной политики, разработанной в предшествую­щие годы, и направлена на развитие инновационного потен­циала молодых граждан.

Новая программа предполагает решение следующих задач:

патриотическое воспитание молодых граждан, формиро­вание у них политической культуры, стимулирование ответ­ственного и активного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь;

формирование правового сознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения;

создание условий для более активного и эффективного включения молодежи в социально-экономическую жизнь об­щества;

развитие позитивных молодежных инициатив, соответ­ствующих идеологии и направлениям социально-экономиче­ского развития государства;

совершенствование системы социальной защиты моло­дежи и молодых семей;

развитие международного молодежного сотрудничества;

информационное обеспечение системы работы с молодежью.

Вопрос: Сколько молодежных общественных объединений в Беларуси осуществляют свою деятельность?

Ответ. В настоящее время в республике насчитывается 162 молодежных общественных объединения, среди которых 23 детских.

Наиболее массовой молодежной организацией является Белорусский республиканский союз молодежи, насчитываю­щий в своих рядах почти 476 тыс. юношей и девушек.

Белорусская республиканская пионерская организация объединяет более 500 тыс. детей.

Вопрос: В республике один из самых низких уровней безра­ботицы. Какой процент безработных составляет молодежь в возрасте до 30 лет?

Что делает государство для улучшения трудоустройства этой категории граждан?

Ответ. Молодежь — одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда, поскольку отсутствие необходи­мого практического опыта иногда становится серьезным пре­пятствием для молодых людей, начинающих трудовую жизнь. Это подтверждают данные по возрастной структуре безработицы: в настоящее время около 37% безработных в Беларуси — юноши и девушки в возрасте от 16 до 29 лет.

Основными направлениями государственной политики по обеспечению экономической самостоятельности молоде­жи являются: создание условий для занятости молодежи; содействие профессиональной ориентации, профессиональ­ной подготовке и переподготовке молодых граждан; форми­рование и реализация программ социальной адаптации и по­вышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; поддержка молодежного предпринимательства; финансовая поддержка мероприятий по созданию рабочих мест для мо­лодежи, в том числе для несовершеннолетних, а также лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дети-инвалиды, дети-сироты, 1 дети, оставшиеся без попечения родителей), содействие занятости сельской молодежи.

На достижение этих целей направлен ряд мероприятий Государственной программы занятости населения Республи­ки Беларусь на 2008 год. В частности, увеличены объемы профессиональной подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации безработных под «заказ» нанимателя — с 30% до 40% от общего количества направляемых на проф-обучение.

Служба занятости совместно с органами образования, местными исполнительными и распорядительными органа­ми информирует учащихся школ, ПТУ о состоянии рынка занятости, социальных и правовых гарантиях безработных граждан, о возможностях приобретения профессии, востре­бованной на рынке труда.

В целях дальнейшей реализации государственной моло­дежной политики Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. утверждена Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006—2010 гг.

Ее основные направления — повышение престижа и воз­можности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина-патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании.

Программа предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально-экономичес­кую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.

Ожидается, что в результате реализации данной программы повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населен­ных пунктах, уменьшится число безработных среди моло­дежи, будет развита система временной и сезонной занято­сти молодежи.

Воплощение в жизнь положений программы также позво­лит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значи­мость семьи в общественном сознании, увеличить рождае­мость, консолидировать общественное молодежное движе­ние в целях построения сильной и процветающей Беларуси.

Вопрос: Беларусь по индексу развития человеческого потенциала входит в число высокоразвитых стран мира.

Как можно охарактеризовать образовательный уровень нашей молодежи?

Ответ. Учащаяся молодежь (старшеклассники, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений, студенты вузов) составляет более половины в общем количестве моло­дых людей республики.

Реформа образования предполагает переход на профиль­ное обучение в старших классах. Это значит, что социальный образ старшеклассника приобретает новые черты. Выбрав профиль обучения, молодой человек уже со школьной ска­мьи будет более отчетливо представлять свое профессио­нальное будущее.

В профессионально-технических училищах обучаются ребята, которые решили связать свою жизнь с рабочей профессией. Современному производству требуются высо­коквалифицированные рабочие, а возможность получить за время обучения две-три смежные специальности позво­ляет выпускнику ПТУ уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Учащиеся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений составят в будущем основу развития реального сектора экономики и сферы услуг.

Значительная доля учащейся молодежи — студенчество. Менее чем за 10 лет число студентов в республике увеличи­лось на 70%.

Сегодня на 10 тыс. населения в стране приходится 425 сту­дентов. Высшее образование в Беларуси можно получить как в государственных, так и в частных вузах, к которым предъ­является единое требование — высокое качество обучения.

Доступность высшего образования, прозрачность вступи­тельной кампании, разумная система льгот при поступлении способствовали тому, чтобы студенчество было представлено всеми социальными категориями граждан республики.

Государственная политика в области высшего образова­ния формирует и новые черты студенчества. Проведение вос­питательно-идеологической работы с вузовской молодежью, привлечение ее к научным исследованиям, укрепление мате­риально-технической базы позволяют уже в студенческие годы сформировать у молодого человека не только профес­сиональное самосознание, но и гражданско-патриотическую позицию, стремление использовать свой талант и интеллект на благо Отечества.