Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии. Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, тосоциология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.
Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.* Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания. И здесь ключевая роль принадлежит языку.
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.
При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.
Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании»среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.
Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).
Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.
Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.
При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.
Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.
Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.
- Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.
- Вопрос 2.Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя.
- Вопрос 3. Методология и методика социологического исследования.
- Вопрос 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 7. Русская социологическая школа.
- Вопрос 8. Концепции общественного развития в современной социологии.
- Вопрос 9. Общество как субъект социальной жизни.
- Вопрос 10. Социальный прогресс, его критерии.
- Вопрос 11.О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума.
- Вопрос 13. Социальные конфликты и пути из разрешения.
- Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
- Вопрос 16. Социология девиантного поведения.
- Формы девиантного поведения
- Вопрос 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп.
- Вопрос 18. Тенденции развития труда в условиях нтр и изменение отношений между социальными группам.
- Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
- Вопрос 20. Социальная стратификация.
- Вопрос 21.Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития.
- Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
- 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.
- 24.Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире.
- 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития.
- 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.
- Вопрос 28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
- Вопрос 29.Современная семья: проблемы и тенденции развития.
- 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
- Вопрос 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.
- 2.1 Классификации субъектов политики
- 2.2 Развитие политической субъектности
- 2.3 Политические интересы
- 2.4 Человек как субъект политики
- 2.5 Политические организации
- 2.6 Общественные организации
- 2.7 Политическая элита и политические лидеры
- Вопрос 32. Государство :происхождение и сущность.
- Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
- Вопрос 34.Политическое сознание и политическая культура.
- Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
- Вопрос 36. Религия и свободомыслие в жизни общества.
- Вопрос 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе.
- Сферы и формы культуры
- Вопрос 38.Образование и общество.
- Вопрос 39.Социальные функции образования.
- Вопрос 40. Перспективы развития человеческого общества.
- Развитие общества
- Исторические перспективы развития общества
- Современные перспективы развития общества
- Вопрос 41. Социальные отношения в российском обществе.
- Вопрос 42. Социальные общности.
- Вопрос 43. Национально-этнические общности.
- Вопрос 44. Многонациональные общности.
- Вопрос 45.Девиантное поведение.