Тема 23. Субъективная социология (этико-социологичгеская школа)
Субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Субъективная социология (синонимы: этико-социологическое направление, субъективный метод, русская социологическая школа.) как широкое самобытное течение, сложившееся в русле позитивизма, наиболее значительное и влиятельное явление не только в истории науки, но и в развитии культуры и общественной жизни России. Связь субъективной социологии с народничеством как широким, общественным движением в России XIX столетия.
Философская основа субъективной социологии - взгляды А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Л.Фейербаха и других мыслителей. Идейная ее основа - принципы просветительского крыла народнического движения. Основатели этого научного направления - лидеры народнического движения ученые-социологи П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский.
Основное содержание программных трудов: «Исторические письма» П.Л.Лаврова и «Что такое прогресс?» Н.К.Михайловского.
Характеристика взглядов других представителей субъективной социологии С.Н.Южакова, С.Н.Кривенко, Я.В.Абрамова, В.М.Чернова. Близость взглядов Н.И.Кареева к основным принципам этого направления.
Главные темы трудов социологов субъективной школы: предмет социологии, ее структура, функции, задачи; социология теоретическая и практическая; социальный прогресс; солидарность; смысл истории; закономерности исторического процесса; личность и общество; роль интеллигенции в социальном прогрессе; нравственный идеал; метод; знание как единство правды-истины и правды-справедливости.
Обусловленность метода субъективной социологии спецификой объекта исследования и особой природой субъектно-объектных отношений в сфере социального познания. Критика субъективного метода его противниками.
Анализ исторического процесса в трудах П.Л.Лаврова. («Задачи понимания истории»); движущие силы истории (понятие критически мыслящей личности), механизмы зарождения и развития солидарности. Учение П. Л Лаврова о потребностях как факторе прогрессивного развития общества.
Развитие Н.К.Михайловским психологического подхода к изучению человека и общества. («Герои и толпа», «Борьба за индивидуальность»). Теория подражания в трудах Н.К.Михайловского и Г.Тарда (сравнительная характеристика).
Критика Н.К.Михайловским органицистских и социал-дарвинистских теорий в мировой социологии.
Приоритет субъективной социологии в обращении к ценностным установкам и необходимости учитывать различия между социальным и естественнонаучным знанием.
Критика субъективной социологии представителями других направлений (марксистской социологии, неокантианской школы в русской социологии и др.).
- Утверждаю
- 1. Общие положения
- 2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника
- 2. Методические указания к изучению дисциплины
- 3. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4. Темы контрольных работ по дисциплине «История социологии»
- 5. Требования к оформлению контрольной работы
- 6. Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- 4. Содержание модулей и тем дисциплин
- Модуль 1. Начальный этап развития социологии. История социальных учений
- Тема 1. Социальные учения Античности
- Тема 2. Социальные учения Средневековья
- Тема 3. Социальные учения Возрождения
- Тема 4. Социальные учения Нового Времени
- Тема 5. Социальные учения Просвещения
- Тема 6. Социальные учения первой четверти хix века
- Модуль 2. История западной социологии
- Тема 7. Социологический проект о.Конта
- Тема 8. Основные направления в развитии социологии XIX века
- Тема 9. Социология марксизма
- Тема 10. Психологическая социология рубежа хiх-хх вв.
- Тема 11. Социология э.Дюркгейма и становление французской социологической школы
- Тема 12. Социология г. Зиммеля, ф. Тенниса, в. Дильтея, м. Вебера
- Тема 13. Интегральная социология п.Сорокина
- Тема 14. Структурный функционализм в социологии (т.Парсонс и р.Мертон)
- Тема 15. Теория социального конфликта
- Тема 16. Теория социального обмена (Дж.Хоманса и п.Блау)
- Тема 17. Символический интеракционизм
- Тема 18. Феноменологическая социология и этнометодология
- Тема 19. Социология Франкфуртской школы
- Тема 20. Современные структурно-системные социологические теории
- Модуль 3. История российской социологии
- Тема 21. Российская социология: становление, этапы эволюции, особенности
- Тема 22. Натуралистическое направление в российской социологии
- Тема 23. Субъективная социология (этико-социологичгеская школа)
- Тема 24. Психологическое направление в русской социологии
- Тема 25. Русская идея в социологии
- Тема 26. Социология русского анархизма
- Тема 27. Неокантианская школа в русской социологии
- Тема 28. Марксистская социология в России
- Тема 29. Религиозно-философское направление в российской социологии
- Тема 30. Юридическая школа в российской социологии
- Тема 31. Неопозитивизм в русской социологии начала XX века
- Тема 32. Социологическая теория м.М.Ковалевского
- Тема 33. Социология п.А.Сорокина (русский период)
- Тема 34. История социологического образования в России
- Тема 35. Советский период развития социологии
- Контрольная работа по дисциплине история социологии
- Санкт-Петербург
- Перечень контрольных вопросов к зачету и к экзамену по дисциплине «История социологии»