logo search

6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания

В процессе работы с семьей психолога или социального педагога возникает необходимость выявить и проанализировать истинные мотивы, побуждающие родителей реализовывать тот или иной тип поведения по отношению к собственным детям, а также основное содержание родительской позиции. Часто применяются такие методы исследования мотивов воспитания и родительских позиций, как метод «Сочинение» и метод «Незаконченный рассказ».

Метод «Сочинение». Суть данного метода состоит в том, что родителям предлагается написать сочинение на следующие темы: «Я как родитель», «Портрет моего ребенка». Далее, тексты сочинений анализируются и оцениваются психологом или социальным педагогом, при этом используются следующие критерии:

Метод «Незаконченный рассказ». В данном методе используется проективное моделирование ситуации, в которой проявляются важные компоненты взаимодействия родителей и ребенка. Завершая рассказ, родители проецируют свое отношение к ребенку. Родителям и детям даются разные инструкции. Процедура проведения методики такова. Сначала родителям читаются вслух три рассказа, где ребенок является главным героем сюжета. В рассказе описываются типичные конфликты детей 7—8 лет. Герой рассказа стоит перед выбором. Если в семье есть разнополые дети, то зачитываются два варианта рассказа («для мальчиков» и «для девочек»).

Инструкция для родителей: «Сейчас вы услышите рассказ, в сюжете которого будут представлены конфликты, часто встречающиеся у детей.

251

Закончите рассказ так, как вам кажется, закончил бы его ваш ребенок».

Инструкция для детей: «Я прочту тебе рассказ, он написан одним автором для детей, который хотел, чтобы рассказ закончили сами дети. Слушай, а потом я тебе задам вопросы».

Вопросы родителям:

Вопросы детям:

При интерпретации сравниваются ответы родителей и ребенка. В результате предметом анализа психолога является следующее: адекватность предсказания родителями ответов ребенка (степень совпадения); отношение к недостаткам ребенка, преобладающий эмоциональный оттенок в отношении к ребенку; форма подачи совета; способы решения конфликта.

Ответы и поведение родителей из гармоничных и дисгармоничных семей существенным образом отличаются друг от друга и могут рассматриваться как диагностические признаки для определения типа семьи.

Гармоничная семья. В такой семье родители чаще всего адекватно и реалистично оценивают своего ребенка. Они не просто хорошо знают его, но и могут поставить себя на место ребенка в значимых для него ситуациях, идентифицировавшись с ребенком. Все их советы основаны на знании особенностях личности ребенка. Родители могут сомневаться в том, что знают о своем ребенке все.

Дисгармоничная семья. В подобной семье родители очень редко правильно предсказывают поведение ребенка. Для них характерно приписывание ребенку несуществующих у него качеств. Детям даются жесткие указания и директивы относительно принятия решения в ситуации выбора.

252

Родители мало учитывают личные особенности ребенка, при этом они уверены, что очень хорошо знают своего ребенка. Недостатки ребенка воспринимаются.

Одним из значимых факторов, определяющих отношения между детьми иродителями в семье, является родительская позиция. Родительская позиция — это целостное образование, которое характеризует реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания. Содержание позиции зависит от осознаваемых и неосознаваемых мотивов воспитания. Особенности и содержание родительской позиции могут быть выявлены в результате анализа и интерпретаций текстов родительских сочинений.

Основные характеристики родительской позиции, выявляемые при анализе.

Родительская позиция определяется доминирующим мотивом воспитания, который может и не осознаваться родителем. Традиционно выделяются следующие мотивы воспитания.

253

«Когда первый ребенок вырос, мы потеряли смысл жизни и родили второго». Мать проживает полноту жизни лишь в том случае, если она максимально востребована ребенком.

254

В будущем у самого ребенка могут возникнуть проблемы при установлении близких контактов с другими людьми.

Наряду с мотивами воспитания, могут быть выделены основные мотивы, с которыми родители обращаются за помощью к психологу. Чаще всего данные мотивы могут быть не до конца ими осознаны.

Контрольные вопросы

  1. Что такое родительская директива? Раскройте содержание наиболее диструктивных директив.

  1. Назовите основные типы детско-родительских отношений.

  1. Чем отличается сотрудничество при взаимодействии родителей с ребенком от псевдосотрудничества?

  2. Чем определяется основное содержание роли, которую играет ребенок в структуре семейных отношений?

5. Какие роли может играть ребенок в семье?

  1. Что включает в себя понятие «материнская депривация»?

  2. Каковы основные последствия влияния депривации на развитие ребенка?

  3. Перечислите параметры, определяющие содержание воспитательного процесса в семье.

  4. Что выступает в качестве основного механизма развития невротической личности в семье?

  1. Перечислите возможные мотивы воспитания.

  1. Какие методы используют для исследования родительской позиции?

255

Литература

1.ГарбузовВ.И.и др. Неврозы у детей и их лечение. —Л., 1977.

  1. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996.

  2. Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н. и др. Проблемы социализации детей-сирот. — Ярославль, 1997.

  3. Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н. Психологическая поддержка военнослужащих в период адаптации к мирной жизни. — М., 2000.

  4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — Л., 1988.

  5. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

  6. Ландгмейер И., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага., 1984.

  7. Личко А.Е. Подростковая психотерапия. — Л., 1979.

  8. Лосева В.К, ЛунъковАЛ. Психосексуальное развитие ребенка.—М., 1995.

  1. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.—М.,1995.

  3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. — М., 1999.

  4. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М., 1995.

  5. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности. — М., 1981.

  6. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990.

  7. Фурманов И.Л., Аладъин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. — Минск, 1999.

  8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.

  9. Эйдеммилер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. — 1999.

  10. Bowlby Y. The Making1 and breaking of affectional bounds. — L., 1979.

20. Chess S. and Tomas A. Know your child. Authoritotive guide for Today's Parents. — N. Y., 1987.

256