Вопрос: Каковы основы построения пенсионной системы в Республике Беларусь? Каковы ее возможности по обеспечению повышения уровня пенсий?
Ответ. Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определено, что «граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях...».
В соответствии с этим в стране применяются следующие виды пенсий: трудовые, включая пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, особые заслуги перед республикой, социальные пенсии.
Право на трудовую пенсию при наступлении соответствующих случаев имеют лица, за которых или которыми в период работы уплачивались обязательные страховые взносы. При этом полная трудовая пенсия по возрасту назначается при достижении женщинами 55, мужчинами — 60 лет, при наличии минимального трудового стажа у женщин не менее 20, у мужчин — 25 лет и при условии уплаты страховых взносов не менее 5 лет.
Нетрудоспособным гражданам, не имеющим оснований для получения трудовой пенсии, назначается социальная пенсия, являющаяся особым видом государственной социальной помощи.
По состоянию на май 2008 г. в органах по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь состояли на учете 2 436 тыс. пенсионеров, из них пенсии по возрасту получали 1 927 тыс. (79,1%), по инвалидности — 286 тыс. (11,7%), по случаю потери кормильца — 145 тыс. (6,0%), за выслугу лет — 21 тыс. (0,9%), за особые заслуги перед республикой — 5 тыс. (0,2%), социальные пенсии — 52 тыс. (2,1%) человек. Пенсионеры составляют 25% численности населения Беларуси. В последнее время на выплату пенсий расходуется 9% валового внутреннего продукта страны. Это один из самых высоких показателей среди государств — участников СНГ.
В основе национальной системы пенсионного обеспечения лежит традиционный принцип распределения, или солидарности поколений: работники финансируют пенсии состоявшихся пенсионеров.
Для сравнения. При накопительной пенсионной системе, получившей определенное развитие в различных странах, работник финансирует свою будущую пенсию, которая собирается на его персональном пенсионном счете в течение трудовой деятельности.
Распределительная (солидарная) пенсионная система имеет свои преимущества. Собранные текущие взносы, минуя длительный и сложный процесс накопления, оперативно идут на выплату пенсий. Консолидируемые доходы системы частично перераспределяются в пользу пенсионеров, имевших низкие заработки, что позволяет повысить уровень их пенсионного обеспечения.
Национальная пенсионная система обеспечивает последовательное повышение уровня пенсий. В 2007 году реальный размер пенсии вырос в 2,7 раза по сравнению с 2000 годом и в 5,4 раза — с 1995-м. В Республике Беларусь — один из самых высоких уровней пенсионного обеспечения среди стран СНГ.
Вместе с тем устойчивость распределительной пенсионной системы зависит от соотношения численности работающих и пенсионеров и, в конечном итоге, от складывающейся демографической ситуации. Поэтому долгосрочная тенденция старения населения, затронувшая Беларусь еще с начала 90-х годов прошлого столетия, ведет к увеличению финансовой нагрузки на пенсионную систему. Если в 1990 году на 100 работающих приходились 46 пенсионеров, то в последние годы — почти 60. В ближайшие десятилетия ожидается еще большее увеличение числа лиц пенсионного возраста, что будет обострять финансовые проблемы пенсионного обеспечения.
Национальной пенсионной системе присущи и такие внутренние недостатки, как уравнительность размеров пенсий, широкое распространение льгот.
В целях ее совершенствования принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике
Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349. За прошедшие годы реализован ряд мер: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели; принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
Однако для последующего повышения уровня пенсионного обеспечения в условиях интенсивного старения населения потребуются более глубокие преобразования пенсионной системы, включая как рационализацию прежней, распределительной, модели, так и введение новых накопительных механизмов.
При этом недопустимо, чтобы такие преобразования привели даже к временному снижению уровня пенсионного обеспечения какой-то части пенсионеров. Поэтому они должны осуществляться постепенно, поэтапно. Так, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривается:
на этапе до 2010 года — проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
на этапе 2011—2020 гг. — развитие дополнительного пенсионного страхования, проведение иных преобразований.
Данные задачи конкретизированы в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Это:
укрепление страховых принципов, снижение объемов перераспределения средств пенсионного страхования и установление более тесной зависимости размера пенсии от заработка и страхового стажа;
введение в систему обязательного пенсионного страхования механизма накопления пенсионных прав, основанного на условно накопительных счетах, с постепенным переходом к исчислению пенсий из объема взносов, уплаченных на пенсионное страхование;
валового внутреннего продукта страны. Это один из самых высоких показателей среди государств — участников СНГ.
В основе национальной системы пенсионного обеспечения лежит традиционный принцип распределения, или солидарности поколений: работники финансируют пенсии состоявшихся пенсионеров.
Для сравнения. При накопительной пенсионной системе, получившей определенное развитие в различных странах, работник финансирует свою будущую пенсию, которая собирается на его персональном пенсионном счете в течение трудовой деятельности.
Распределительная (солидарная) пенсионная система имеет свои преимущества. Собранные текущие взносы, минуя длительный и сложный процесс накопления, оперативно идут на выплату пенсий. Консолидируемые доходы системы частично перераспределяются в пользу пенсионеров, имевших низкие заработки, что позволяет повысить уровень их пенсионного обеспечения.
Национальная пенсионная система обеспечивает последовательное повышение уровня пенсий. В 2007 году реальный размер пенсии вырос в 2,7 раза по сравнению с 2000 годом и в 5,4 раза — с 1995-м. В Республике Беларусь — один из самых высоких уровней пенсионного обеспечения среди стран СНГ.
Вместе с тем устойчивость распределительной пенсионной системы зависит от соотношения численности работающих и пенсионеров и, в конечном итоге, от складывающейся демографической ситуации. Поэтому долгосрочная тенденция старения населения, затронувшая Беларусь еще с начала 90-х годов прошлого столетия, ведет к увеличению финансовой нагрузки на пенсионную систему. Если в 1990 году на 100 работающих приходились 46 пенсионеров, то в последние годы — почти 60. В ближайшие десятилетия ожидается еще большее увеличение числа лиц пенсионного возраста, что будет обострять финансовые проблемы пенсионного обеспечения.
Национальной пенсионной системе присущи и такие внутренние недостатки, как уравнительность размеров пенсий, широкое распространение льгот.
В целях ее совершенствования принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике
Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349. За прошедшие годы реализован ряд мер: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели; принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
Однако для последующего повышения уровня пенсионного обеспечения в условиях интенсивного старения населения потребуются более глубокие преобразования пенсионной системы, включая как рационализацию прежней, распределительной, модели, так и введение новых накопительных механизмов.
При этом недопустимо, чтобы такие преобразования привели даже к временному снижению уровня пенсионного обеспечения какой-то части пенсионеров. Поэтому они должны осуществляться постепенно, поэтапно. Так, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривается:
на этапе до 2010 года — проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
на этапе 2011—2020 гг. — развитие дополнительного пенсионного страхования, проведение иных преобразований.
Данные задачи конкретизированы в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Это:
укрепление страховых принципов, снижение объемов перераспределения средств пенсионного страхования и установление более тесной зависимости размера пенсии от заработка и страхового стажа;
введение в систему обязательного пенсионного страхования механизма накопления пенсионных прав, основанного на условно накопительных счетах, с постепенным переходом к исчислению пенсий из объема взносов, уплаченных на пенсионное страхование;
• реализация мер, направленных на стимулирование участия работников в программах добровольного пенсионного страхования для формирования дополнительных средств материального обеспечения в старости.
Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и привести ее в соответствие с принципами социальной справедливости. Одновременно будут созданы более благоприятные условия пенсионного обеспечения для различных поколений граждан.
Вопрос: Каковы приоритеты государственной политики в области образования?
По каким направлениям осуществляется совершенствование национальной системы образования?
Ответ. Мировая экономика в XXI веке осуществляет постепенный переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной. Основным фактором экономического роста становится человек и его знания. Образованный человек — важнейший ресурс и основной капитал современного общества.
В Республике Беларусь образовательный уровень населения один из самых высоких в мире. Из года в год растет число студентов. Широко развито последипломное образование. Неслучайно в числе конкурентных преимуществ нашей страны на международной арене эксперты называют наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это преимущество поддерживается государством. На финансирование образовательной системы в республике ежегодно выделяется около 6% ВВП.
Основные усилия государственной политики в области образования сконцентрированы на повышении его качества, приведении в соответствие с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на создание высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики.
Позитивные изменения коснулись всех звеньев образования, начиная с дошкольного. Для маленьких граждан республики создаются дошкольные учреждения нового типа (дошкольные центры развития, детские сады-школы, интегрированные группы, семейные детские сады, сезонные и игровые площадки, группы кратковременного пребывания).
В Беларуси более 80% детей в возрасте до 6 лет охвачено дошкольным образованием. Для сравнения: в России этот показатель составляет менее 60%.
Ключевое внимание в нашей стране уделяется развитию и повышению качества среднего образования. Со второй половины 90-х годов общеобразовательная средняя школа вступила в стадию интенсивного реформирования. В 1998 году осуществлен переход начальной школы на обучение детей с шестилетнего возраста. В 2002 году с учетом опыта многих стран введена 10-балльная система оценки знаний школьников.
В рамках структурной перестройки школьного образования были созданы условия для постепенного перехода на обязательное 10-летнее общее базовое образование. Предполагалось также увеличить срок обучения в средней общеобразовательной школе до 12 лет и ввести профильное обучение в 11-х и 12-х классах.
Однако на завершающих этапах перехода к 12-летней модели обучения накопилось немало проблемных вопросов, которые поставили под сомнение правильность выбранного пути реформирования: несовершенство и чрезмерная усложненность учебных программ, наличие разрыва между объемом знаний, даваемых средней школой, и сложностью предлагаемых тестовых заданий при поступлении в вуз, неотработанность концепции профильного обучения. Реализация школьной реформы привела к значительному увеличению школьной нагрузки, однако не обеспечила адекватное повышение качества образования. Как показали социологические опросы, большая часть родителей, учителей и учеников не поддержала введение 12-летки, посчитав более оптимальным 11-летний срок обучения в школе. Это потребовало усовершенствования организации общего среднего образования.
Предлагаемая новая модель общеобразовательной школы предусматривает получение законченного общего среднего образования за 11 лет. Все общеобразовательные школы будут работать по единой программе без разделения на профили. Все учебные учреждения среднего образования, включая гимназии и лицеи, станут функционировать в режиме 5-дневной учебной недели. Но, начиная со средней ступени, по субботам планируется проводить занятия по физкультуре, трудовому воспитанию, а на старшей ступени — факультативные занятия по выбору.
Новая 11-летняя модель обучения призвана повышать качество общего среднего образования, удовлетворять образовательные запросы учащихся, обеспечивать бережное отношение к их здоровью, сохраняя все лучшее, что наработано в школе.
Конечная цель школы заключается в подготовке молодых граждан к вступлению во взрослую жизнь, в том числе к приобретению конкретных профессий. Республике Беларусь требуются грамотные специалисты для работы во всех отраслях экономики.
Профессионально-техническое образование нацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, продолжение обучения в системе среднего специального или высшего образования. С 2000 года в стране идет процесс создания на базе традиционных ПТУ учебных заведений профтехобразования нового типа (лицеев, колледжей) на принципах многофункциональности и многопрофильнос-ти. Сегодня около 70% выпускников ПТУ получают две и более профессий. Это повышает их шансы на рынке труда.
В системе среднего специального образования в целом завершен переход на обучение по образовательным стандартам и учебным программам нового поколения. С целью оптимизации структуры подготовки специалистов со средним специальным образованием осуществляется процесс реорганизации техникумов (училищ) в колледжи. Объем подготовки специалистов и рабочих кадров корректируется с учетом потребности в них белорусской экономики.
Продолжается реформа высшей школы. Для Беларуси сегодня характерно массовое высшее образование. Численность студентов вузов в 2007/2008 учебном году составила 413,7 тыс. человек, или свыше 425 студентов на 10 тыс. населения.
Ключевое направление дальнейшего развития высшей школы — укрепление связей с фундаментальной и прикладной наукой, а также с производством.
В системе образования Республики Беларусь, наряду с профессиональным обучением, приоритетными являются нравственное и гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения. Одной из основ отечественного образования выступает идеология белорусского государства, направленная на воспитание у молодых людей социальной ответственности и гражданственности.
Государственная политика в области образования построена на принципах доступности и социальной справедливости, единства учебного и воспитательного процессов. Она нацелена на использование образовательного потенциала страны для успешного развития Республики Беларусь.
Организация технологического производства таким образом, чтобы оно носило природоохранный характер.
- Раздел 1.
- Идеология и ее роль в жизни общества
- Вопрос: Ученые, политики в разное время по-разному определяли идеологию. Какое из определений наиболее отвечает требованиям сегодняшнего дня?
- Вопрос: Является ли идеология неотъемлемой частью функционирования любого государства?
- Вопрос: Меняется ли значение идеологии для государства по мере развития человеческого общества?
- Вопрос: Каковы наиболее характерные черты либерализма как идеологии? Какие ценности он выражает и пропагандирует?
- Вопрос: Каковы основные характерные черты консерватизма и неоконсерватизма?
- Вопрос: в чем суть основных направлений социалистической идеологии?
- Вопрос: Какие новые идеологии возникли в XX веке? в чем их особенности?
- Вопрос: в мусульманских странах Центральной Азии, Ближнего Востока в последнее время получают распространение радикальные течения ислама. В чем их идеологическая суть?
- Раздел 2. Белорусская национальная идея и идеология белорусского государства
- Вопрос: в лексиконе политологов, политиков и государственных деятелей часто употребляется понятие «белорусская национальная идея». В чем его суть?
- Вопрос: 25 марта 1918 г. Белорусскими националистами в условиях германской оккупации была провозглашена Белорусская Народная Республика (бнр). Являлась ли бнр реальным государственным образованием?
- Вопрос: До настоящего времени в определенных кругах существует точка зрения, согласно которой в Беларуси господствует коммунистическая идеология. Насколько правомочны такие заключения?
- Вопрос: Каковы основные вехи становления белорусской государственности ?
- Вопрос: Какова роль Конституции в жизни белорусского государства и общества?
- Вопрос: Какие наиболее значимые права граждан прописаны в Основном Законе нашей страны и как они реализуются?
- Вопрос: в первой статье Конституции страны дано определение Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства. В чем сущность данного определения?
- Вопрос: Республика Беларусь является суверенным государством. В чем проявляется важнейшее свойство суверенитета белорусского государства?
- Раздел 3. Реализация идеологии белорусского государства в основных сферах жизни общества
- Вопрос: Какие основные функции осуществляет Президент Республики Беларусь?
- Вопрос: Каковы функции Парламента Республики Беларусь?
- Вопрос: Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Какое место занимает Совет Министров в системе органов государственной власти?
- Вопрос: Какова роль судебной власти в белорусском государстве?
- Вопрос: Можно ли говорить о белорусской модели экономического развития?
- Вопрос: Каковы основные черты белорусской экономической модели?
- Вопрос: Какие экономические позиции занимает Республика Беларусь в современном мире?
- Вопрос: Как обеспечивается государственное управление национальной экономикой?
- Вопрос: На третьем Всебелорусском народном собрании был провозглашен тезис «Государство для народа», в чем его сущность?
- Вопрос: Что означает понятие «социальное государство»? Каковы характерные черты социального государства в Республике Беларусь?
- Вопрос: в чем состоят цели социальной политики Республики Беларусь? Каковы ее приоритеты на современном этапе?
- Вопрос: Почему право на труд является фундаментальным, конституционным правом человека? Каковы направления и приоритеты государственной политики в области трудовых отношений?
- Вопрос: Что представляет собой система социальной защиты в Республике Беларусь? Каковы направления развития государственной социальной поддержки населения в Беларуси?
- Вопрос: Каковы основы построения пенсионной системы в Республике Беларусь? Каковы ее возможности по обеспечению повышения уровня пенсий?
- Вопрос: в Республике Беларусь после распада ссср сохранилась государственная молодежная политика. В чем заключается ее сущность?
- Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность молодежного движения в республике?
- Вопрос: Насколько широко наша молодежь используется в научно-исследовательской работе?
- Вопрос: в Беларуси проживает около 2,5 млн. Молодых граждан. Какова перспектива юношей и девушек, живущих в сельской местности, и насколько они заняты в сельскохозяйственном производстве?
- Вопрос: Насколько ряды белорусской армии пополняются молодыми кадрами?
- Вопрос: Какие проблемные вопросы существуют у белорусской молодежи?