logo search
идеология в вопросах и ответах

Вопрос: Каковы основы построения пенсионной системы в Республике Беларусь? Каковы ее возможности по обеспече­нию повышения уровня пенсий?

Ответ. Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определено, что «граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормиль­ца и в иных случаях...».

В соответствии с этим в стране применяются следующие виды пенсий: трудовые, включая пенсии по возрасту, инва­лидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, особые заслуги перед республикой, социальные пенсии.

Право на трудовую пенсию при наступлении соответству­ющих случаев имеют лица, за которых или которыми в пери­од работы уплачивались обязательные страховые взносы. При этом полная трудовая пенсия по возрасту назначается при достижении женщинами 55, мужчинами — 60 лет, при наличии минимального трудового стажа у женщин не менее 20, у мужчин — 25 лет и при условии уплаты страховых взно­сов не менее 5 лет.

Нетрудоспособным гражданам, не имеющим оснований для получения трудовой пенсии, назначается социальная пенсия, являющаяся особым видом государственной соци­альной помощи.

По состоянию на май 2008 г. в органах по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь состояли на уче­те 2 436 тыс. пенсионеров, из них пенсии по возрасту получа­ли 1 927 тыс. (79,1%), по инвалидности — 286 тыс. (11,7%), по случаю потери кормильца — 145 тыс. (6,0%), за выслугу лет — 21 тыс. (0,9%), за особые заслуги перед республикой — 5 тыс. (0,2%), социальные пенсии — 52 тыс. (2,1%) человек. Пенсионеры составляют 25% численности населения Бела­руси. В последнее время на выплату пенсий расходуется 9% валового внутреннего продукта страны. Это один из самых высоких показателей среди государств — участников СНГ.

В основе национальной системы пенсионного обеспече­ния лежит традиционный принцип распределения, или солидарности поколений: работники финансируют пенсии состоявшихся пенсионеров.

Для сравнения. При накопительной пенсионной системе, получившей определенное развитие в различных странах, работник финансирует свою будущую пенсию, которая соби­рается на его персональном пенсионном счете в течение трудовой деятельности.

Распределительная (солидарная) пенсионная система имеет свои преимущества. Собранные текущие взносы, минуя длительный и сложный процесс накопления, опера­тивно идут на выплату пенсий. Консолидируемые доходы системы частично перераспределяются в пользу пенсионе­ров, имевших низкие заработки, что позволяет повысить уровень их пенсионного обеспечения.

Национальная пенсионная система обеспечивает последо­вательное повышение уровня пенсий. В 2007 году реальный размер пенсии вырос в 2,7 раза по сравнению с 2000 годом и в 5,4 раза — с 1995-м. В Республике Беларусь — один из самых высоких уровней пенсионного обеспечения среди стран СНГ.

Вместе с тем устойчивость распределительной пенсион­ной системы зависит от соотношения численности работаю­щих и пенсионеров и, в конечном итоге, от складывающейся демографической ситуации. Поэтому долгосрочная тенден­ция старения населения, затронувшая Беларусь еще с начала 90-х годов прошлого столетия, ведет к увеличению финансо­вой нагрузки на пенсионную систему. Если в 1990 году на 100 работающих приходились 46 пенсионеров, то в послед­ние годы — почти 60. В ближайшие десятилетия ожидается еще большее увеличение числа лиц пенсионного возраста, что будет обострять финансовые проблемы пенсионного обеспечения.

Национальной пенсионной системе присущи и такие вну­тренние недостатки, как уравнительность размеров пенсий, широкое распространение льгот.

В целях ее совершенствования принята Концепция ре­формы системы пенсионного обеспечения в Республике

Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349. За прошед­шие годы реализован ряд мер: введен индивидуальный (пер­сонифицированный) учет плательщиков взносов на социаль­ное страхование; в систему обязательного пенсионного стра­хования включены индивидуальные предприниматели; при­нят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пен­сионном страховании».

Однако для последующего повышения уровня пенсионно­го обеспечения в условиях интенсивного старения населения потребуются более глубокие преобразования пенсионной си­стемы, включая как рационализацию прежней, распредели­тельной, модели, так и введение новых накопительных меха­низмов.

При этом недопустимо, чтобы такие преобразования при­вели даже к временному снижению уровня пенсионного обеспечения какой-то части пенсионеров. Поэтому они должны осуществляться постепенно, поэтапно. Так, Нацио­нальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года пред­усматривается:

на этапе до 2010 года — проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспе­чения, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;

на этапе 2011—2020 гг. — развитие дополнительного пенсионного страхования, проведение иных преобразований.

Данные задачи конкретизированы в Программе соци­ально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Это:

укрепление страховых принципов, снижение объемов перераспределения средств пенсионного страхования и уста­новление более тесной зависимости размера пенсии от зара­ботка и страхового стажа;

введение в систему обязательного пенсионного страхо­вания механизма накопления пенсионных прав, основанного на условно накопительных счетах, с постепенным переходом к исчислению пенсий из объема взносов, уплаченных на пен­сионное страхование;

валового внутреннего продукта страны. Это один из самых высоких показателей среди государств — участников СНГ.

В основе национальной системы пенсионного обеспече­ния лежит традиционный принцип распределения, или солидарности поколений: работники финансируют пенсии состоявшихся пенсионеров.

Для сравнения. При накопительной пенсионной системе, получившей определенное развитие в различных странах, работник финансирует свою будущую пенсию, которая соби­рается на его персональном пенсионном счете в течение трудовой деятельности.

Распределительная (солидарная) пенсионная система имеет свои преимущества. Собранные текущие взносы, минуя длительный и сложный процесс накопления, опера­тивно идут на выплату пенсий. Консолидируемые доходы системы частично перераспределяются в пользу пенсионе­ров, имевших низкие заработки, что позволяет повысить уровень их пенсионного обеспечения.

Национальная пенсионная система обеспечивает последо­вательное повышение уровня пенсий. В 2007 году реальный размер пенсии вырос в 2,7 раза по сравнению с 2000 годом и в 5,4 раза — с 1995-м. В Республике Беларусь — один из самых высоких уровней пенсионного обеспечения среди стран СНГ.

Вместе с тем устойчивость распределительной пенсион­ной системы зависит от соотношения численности работаю­щих и пенсионеров и, в конечном итоге, от складывающейся демографической ситуации. Поэтому долгосрочная тенден­ция старения населения, затронувшая Беларусь еще с начала 90-х годов прошлого столетия, ведет к увеличению финансо­вой нагрузки на пенсионную систему. Если в 1990 году на 100 работающих приходились 46 пенсионеров, то в послед­ние годы — почти 60. В ближайшие десятилетия ожидается еще большее увеличение числа лиц пенсионного возраста, что будет обострять финансовые проблемы пенсионного обеспечения.

Национальной пенсионной системе присущи и такие вну­тренние недостатки, как уравнительность размеров пенсий, широкое распространение льгот.

В целях ее совершенствования принята Концепция ре­формы системы пенсионного обеспечения в Республике

Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349. За прошед­шие годы реализован ряд мер: введен индивидуальный (пер­сонифицированный) учет плательщиков взносов на социаль­ное страхование; в систему обязательного пенсионного стра­хования включены индивидуальные предприниматели; при­нят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пен­сионном страховании».

Однако для последующего повышения уровня пенсионно­го обеспечения в условиях интенсивного старения населения потребуются более глубокие преобразования пенсионной си­стемы, включая как рационализацию прежней, распредели­тельной, модели, так и введение новых накопительных меха­низмов.

При этом недопустимо, чтобы такие преобразования при­вели даже к временному снижению уровня пенсионного обеспечения какой-то части пенсионеров. Поэтому они должны осуществляться постепенно, поэтапно. Так, Нацио­нальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года пред­усматривается:

на этапе до 2010 года — проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспе­чения, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;

на этапе 2011—2020 гг. — развитие дополнительного пенсионного страхования, проведение иных преобразований.

Данные задачи конкретизированы в Программе соци­ально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Это:

укрепление страховых принципов, снижение объемов перераспределения средств пенсионного страхования и уста­новление более тесной зависимости размера пенсии от зара­ботка и страхового стажа;

введение в систему обязательного пенсионного страхо­вания механизма накопления пенсионных прав, основанного на условно накопительных счетах, с постепенным переходом к исчислению пенсий из объема взносов, уплаченных на пен­сионное страхование;

• реализация мер, направленных на стимулирование учас­тия работников в программах добровольного пенсионного страхования для формирования дополнительных средств материального обеспечения в старости.

Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографи­ческим условиям и привести ее в соответствие с принципа­ми социальной справедливости. Одновременно будут созда­ны более благоприятные условия пенсионного обеспечения для различных поколений граждан.

Вопрос: Каковы приоритеты государственной политики в области образования?

По каким направлениям осуществляется совершенствова­ние национальной системы образования?

Ответ. Мировая экономика в XXI веке осуществляет посте­пенный переход от индустриальной стадии развития к постин­дустриальной. Основным фактором экономического роста ста­новится человек и его знания. Образованный человек — важ­нейший ресурс и основной капитал современного общества.

В Республике Беларусь образовательный уровень населе­ния один из самых высоких в мире. Из года в год растет число студентов. Широко развито последипломное образование. Неслучайно в числе конкурентных преимуществ нашей стра­ны на международной арене эксперты называют наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это преиму­щество поддерживается государством. На финансирование образовательной системы в республике ежегодно выделяется около 6% ВВП.

Основные усилия государственной политики в области образования сконцентрированы на повышении его качества, приведении в соответствие с проводимыми в стране преобра­зованиями, направленными на создание высокотехнологич­ной, конкурентоспособной экономики.

Позитивные изменения коснулись всех звеньев образова­ния, начиная с дошкольного. Для маленьких граждан рес­публики создаются дошкольные учреждения нового типа (дошкольные центры развития, детские сады-школы, интег­рированные группы, семейные детские сады, сезонные и иг­ровые площадки, группы кратковременного пребывания).

В Беларуси более 80% детей в возрасте до 6 лет охвачено дошкольным образованием. Для сравнения: в России этот показатель составляет менее 60%.

Ключевое внимание в нашей стране уделяется развитию и повышению качества среднего образования. Со второй половины 90-х годов общеобразовательная средняя школа вступила в стадию интенсивного реформирования. В 1998 году осуществлен переход начальной школы на обучение детей с шестилетнего возраста. В 2002 году с учетом опыта многих стран введена 10-балльная система оценки знаний школьников.

В рамках структурной перестройки школьного образова­ния были созданы условия для постепенного перехода на обязательное 10-летнее общее базовое образование. Предполагалось также увеличить срок обучения в средней общеобразовательной школе до 12 лет и ввести профильное обучение в 11-х и 12-х классах.

Однако на завершающих этапах перехода к 12-летней модели обучения накопилось немало проблемных вопро­сов, которые поставили под сомнение правильность выбранного пути реформирования: несовершенство и чрез­мерная усложненность учебных программ, наличие разры­ва между объемом знаний, даваемых средней школой, и сложностью предлагаемых тестовых заданий при по­ступлении в вуз, неотработанность концепции профильно­го обучения. Реализация школьной реформы привела к значительному увеличению школьной нагрузки, однако не обеспечила адекватное повышение качества образо­вания. Как показали социологические опросы, большая часть родителей, учителей и учеников не поддержала вве­дение 12-летки, посчитав более оптимальным 11-летний срок обучения в школе. Это потребовало усовершенствова­ния организации общего среднего образования.

Предлагаемая новая модель общеобразовательной школы предусматривает получение законченного общего среднего образования за 11 лет. Все общеобразовательные школы будут работать по единой программе без разделения на профили. Все учебные учреждения среднего образования, включая гимназии и лицеи, станут функционировать в режиме 5-дневной учебной недели. Но, начиная со средней ступени, по субботам планируется проводить занятия по физкультуре, трудовому воспитанию, а на старшей сту­пени — факультативные занятия по выбору.

Новая 11-летняя модель обучения призвана повышать качество общего среднего образования, удовлетворять обра­зовательные запросы учащихся, обеспечивать бережное отношение к их здоровью, сохраняя все лучшее, что нарабо­тано в школе.

Конечная цель школы заключается в подготовке молодых граждан к вступлению во взрослую жизнь, в том числе к при­обретению конкретных профессий. Республике Беларусь требуются грамотные специалисты для работы во всех отрас­лях экономики.

Профессионально-техническое образование нацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мас­терства, продолжение обучения в системе среднего специаль­ного или высшего образования. С 2000 года в стране идет процесс создания на базе традиционных ПТУ учебных заве­дений профтехобразования нового типа (лицеев, колледжей) на принципах многофункциональности и многопрофильнос-ти. Сегодня около 70% выпускников ПТУ получают две и бо­лее профессий. Это повышает их шансы на рынке труда.

В системе среднего специального образования в целом завершен переход на обучение по образовательным стандар­там и учебным программам нового поколения. С целью опти­мизации структуры подготовки специалистов со средним специальным образованием осуществляется процесс реорга­низации техникумов (училищ) в колледжи. Объем подготов­ки специалистов и рабочих кадров корректируется с учетом потребности в них белорусской экономики.

Продолжается реформа высшей школы. Для Беларуси сегодня характерно массовое высшее образование. Чис­ленность студентов вузов в 2007/2008 учебном году состави­ла 413,7 тыс. человек, или свыше 425 студентов на 10 тыс. населения.

Ключевое направление дальнейшего развития высшей школы — укрепление связей с фундаментальной и приклад­ной наукой, а также с производством.

В системе образования Республики Беларусь, наряду с профессиональным обучением, приоритетными являют­ся нравственное и гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения. Одной из основ отечественного обра­зования выступает идеология белорусского государства, направленная на воспитание у молодых людей социальной ответственности и гражданственности.

Государственная политика в области образования постро­ена на принципах доступности и социальной справедливос­ти, единства учебного и воспитательного процессов. Она нацелена на использование образовательного потенциала страны для успешного развития Республики Беларусь.

­Организация технологического производства таким образом, чтобы оно носило природоохранный характер.