logo search
Шпоры по философии

44.Структура научного познания: эмпирический, теоретический, метатеоретичский.

базовый уровень системы научного познания сот. эмпирические знания: данные наблюдений и эмпирические факты. Над базовыми элементами структуры научного знания надстраиваются элементы теоретического и метатеоретического (предпосылочные) знания. К первым относятся гипотеза и теория. Совокупность метатеоретичекого знания представлена такими крупными блоками знания, как научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования и философские основания науки.

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, измерение. Эмпирический исп-тся в узком и широком смысле. В шир смысле означает обыденное знание (стихийно эмпирический), в узком означает опытный (экспериментальный).

Эмпирические методы:1.основываются на опыте, эксперименте.2.отражают мир на уровне явлений (ПР закон Бойля-Мариотта).Теоретические методы:1.основываются на абстрактном мышлении 2.отражают мир на уровне сущности или закономерных связей. Совокупность метатеоретического знания, вкл.-го научную картину мира, идеалы и нормы исследования и фил. основания науки в качестве самостоятельных форм научного знания, имеет еще одно название – основания научного знания.

Билет № 15

15. Эпоха ренессанса в Беларуси 16–17ст.

Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказыва­ли общекультурные явления в Европе, такие как Воз­рождение и Реформация. В общественном мировоззре­нии начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Развитие светской культуры встретило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности, результа­том борьбы католической церкви против реформаторс­ких идей явилась Брестская уния (1595), которая узако­нила и усилила католическую реакцию.

Видный представитель эпохи вольнодумства — Фран­циск Скорина (ок.1490-1541). Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали атмосфере эпохи Воз­рождения. Получив блестящее образование, Франциск Скорина основал типографию, переводил, издавал и рас­пространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представите­ли духовенства имели право на чтение текстов священ­ной книги, их интерпретацию). Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Биб­лии, было прямым вызовом церковным порядкам. Фи­лософ проповедовал идеи веротерпимости, защищал прин­ципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования и идеи, кото­рая утверждает достоинство человека. Заслугой Скорины является то, что свои взгляды он распространял на белорусском языке, тем самым содействуя развитию на­циональной культуры.

Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный (ок. 1530-1593). Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить "глупости переписчиков" и "хитрость еретиков" как "ошибки прежних переводчиков". Его ин­терпретация библейских текстов содержит первые при­меты атеистического мировоззрения.

Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского (1634— 1689) в мрачную эпоху господства католической церкви Речи Посполитой. Лыщинский был наказан смертью за распространение атеистических мыслей. Его рукопись "О существовании Бога", которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена.

Таким образом, в XVI-XVIII вв. в Беларуси усили­лась свободолюбивая тенденция в развитии обществен­но-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С.Щадурский, К.Нарбут, Б.Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мыс­ли и действий.

К концу XVIII в. Беларусь вошла в состав России, что дало новые возможности для развития духовной жизни под воздействием русской культуры.