logo search
книга семьеведенье Дивицына

1. Сущность и содержание социальной защиты

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей соци­альной системы являются соци­альная защита и социально-эко­номическая поддержка населения. С развитием цивилизации, техниче­ского прогресса и культуры, распа­дом семейно-родственных и общин­ных связей государство все более активно принимало на себя функ­цию гаранта социальной защищен­ности человека.

С переходом к рыночным отно­шениям в России происходит изме­нение форм собственности, а, сле­довательно, и общественно-эко­номических отношений. Наряду с государственной и общественной все более весомый удельный вес при­обретает частная собственность.

С изменением форм собственности начинается демонтаж системы распределения материальных благ и услуг. Формируются новые отношения между членами общества, в которые они вступают в процессе присвоения. Отношения присвоения в узком смысле следует понимать как отношения людей к условиям производ­ства и материальным благам.

Появление новых форм собственности на средства производ­ства приводит к проблеме их отчуждения. Эта проблема непо­средственно замыкается на категории удовлетворения потреб­ностей человека (материальных, социальных, экономических, духовных, культурных и др.), на выражении интересов лично­сти. Здесь речь идет, прежде всего, о заработной плате, уровень которой должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определенная часть насе­ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособ­ность вследствие старости или возраста, не позволяющего чело­веку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т. д. Эти категории насе­ления не выживут без защиты и социальной помощи государ­ства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке соци­ально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

  1. государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить насе­лению достойный уровень жизни»;

  2. всякое государство заинтересовано в расширенном вос­производстве квалифицированной рабочей силы;

  3. социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе.

  4. Именно поэтому рыночные отношения неизбежно порож­дают свою противоположность—специализированный институт социальной защиты населения.

В широком смысле социальная защита—это политика госу­дарства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, наци­ональности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуж­даются все конституционные права и свободы личности—от права на собственность и свободу предпринимательства до лич­ной неприкосновенности и экологической безопасности.

Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспече­нию прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворе­ния потребностей человека: права на минимально достаточ­ные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обе­спечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.1

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в слож­ной жизненной ситуации.

В России право граждан на социальную защиту гаранти­ровано Конституцией РФ и регламентировано законодатель­ством РФ.

Центральный субъект социальной защиты—государство. Человек, нуждающийся в социальной защите—одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные инсти­туты в лице конкретных социальных организаций, учреж­дений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровитель­ного комплекса).

Социальная защита населения включает в себя: социаль­ное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).

Основные формы социальной защиты:

Действующая система социальной защиты в России бази­руется на принципах:

поощрительности—властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие обществен­ную оценку, либо для поддержания государственных важ­ных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях—индивидов;

Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации. В частности, в ст. 38 Основного закона написано, что «материнство и дет­ство, семья находятся под защитой государства.

Основными принципами социальной работы с семьей явля­ются:

• приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее раз­витие и уважение его человеческого достоинства;

• уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

• соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсут­ствия риска насилия над детьми;

Необходимость совершенствования системы СЗН вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм соб­ственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социаль­ных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты ста­рости, необходимого уровня расходов на образование, возмож­ности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законо­дательной основы защиты прав и свобод человека.

Система СЗН выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, опера­тивного механизма защиты отдельных слоев населения (нетру­доспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, и др.) от нововведений, приводящих к снижению их жизнен­ного уровня.

Основные цели СЗН—избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточ­ного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом СЗН в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь.

Государственная социальная помощь—новый вид мате­риальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан'. Иначе подобную помощь можно назвать помощью в связи с бедностью (по бедности). Такая помощь введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г. Цель оказания государственной социальной помощи—поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, средне­душевой доход которых ниже прожиточного минимума, уста­новленного в соответствующем субъекте РФ. Адресная помощь обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности. Государственная социальная помощь оказывается за счет федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае недостаточности средств бюд­жетов нижестоящего уровня.

В Законе «О государственной социальной помощи» указано, что он вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону, минималь­ный набор продуктов питания, непродовольственных това­ров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, т. е. потребительская корзина (она определяется не реже одного раза в пять лет) по трем основным социально-экономическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), устанавливается федеральным законом. Такой Закон принят 20 ноября 1999 г. Что касается величины прожиточного минимума, т. е. денеж­ной оценки потребительской корзины (включая обязательные платежи и сборы) на душу населения по основным группам населения, то она в целом по России определяется ежеквар­тально Правительством РФ, а в субъектах РФ—их органами исполнительной власти.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи и одиноко проживающего гражданина уста­навливается субъектом РФ с учетом величины прожиточного минимума, предусмотренного для соответствующих социально-демографических групп населения. Если в субъекте РФ не уста­новлены величины прожиточного минимума, то используются его величины, предусмотренные Правительством РФ.

Таким образом, объем государственной помощи предопре­деляется величинами прожиточного минимума, определяемого в указанном выше порядке.

Право на такую помощь имеют малоимущие семьи и малои­мущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам, ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Что касается размера пособия, то он рассчитывается в соответствии с законодатель­ством субъектов РФ в каждом конкретном случае назначения пособия в пределах разницы между суммой величины прожи­точного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, чем ниже доход, тем выше пособие и наоборот, а пре­дельная сумма пособия равна указанной выше разнице.

Правила расчета среднедушевого дохода и учета доходен, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его при пития—Правительством РФ.

Законом «О государственной социальной помощи» 1999 г. установлены два вида (формы) государственной социальной помощи:

денежные выплаты—социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты (социальным пособием по данному закону считается безвозмездное предостав­ление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, субсидией называется имеющая целевое назначе­ние оплата представляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг, компенсацией—возмеще­ние гражданам произведенных ими расходов);

натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Преобладающим видом стали денежные социальные пособия. Социальными пособиями принято называть все пособия. Они устанавливаются, согласно Конституции РФ, законом. Данное пособие, как и другие, установлено законом. Как уже говори­лось, его можно назвать социальным пособием малоимущим гражданам или социальным пособием по бедности.

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребыва­ния малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина. Решение о ее назначении прини­мает орган социальной защиты населения. Она может оказы­ваться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Данный вид социального обеспечения, как отмечалось, новый. Поскольку преимущественно государственная соци­альная помощь будет оказываться в виде выплаты социального пособия по бедности.

Таким образом, формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной лич­ностью сложных критических ситуаций. Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынуж­ден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.