17. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Позитивизм. Философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет прав на существование.
Позитивизм, как философское направление сформировался в 30-е годы 19ст. Основатель: Огюст Конт.
Основной тезис: наука сама себе философия. Наука отделяется от философии и считает ее ненужной и излишней. Наука работает с фактами, позитивисты Корнак, Рассел заявили, что наука должна очиститься от философских высказываний. Науке необходимо перейти на предмет верификации (опытное подтверждение). Данный предмет верификации не был реализован и на его место был выдвинут ослабленный вариант – верифицируемость (частичное опытное подтверждение). Принцип верификации не был выполнен, потому что не все вопросы имеют опытное подтверждение.
Позитивизм переродился в неопозитивизм с новой программой. Главная задача: анализ языка науки. Рассмотреть науку не только как средство отражения мира, получения истины, но и как инструмент для решения проблем человека.
С конца 50 – начала 60-х годов 20 века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел постпозитивизм. Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Его прежде всего интересует социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций. Представители постпозитивизма стремятся опереться на историю науки. Они прибегают к истории возникновения, развития и смены научных теорий. Постпозитивизм отказывается проводить жесткие границы между наукой и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки.
47. Методы теоретического познания: исторический и логический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализация.
Теоретические методы
1 основываются на абстрактном мышлении
2 отражают мир на уровне сущности или закономерных связей.
Исторический метод исследования, а так же логический метод представляет собой реконструкцию (воспроизведение) объективных процессов.
Исторический метод – описывает реальный процесс развития, в реальных условиях, и реальной форме протекания.
Логический метод – метод исследования развития явлений, которые ответвляются от случайных и побочных признаков и основываются на закономерных тенденциях (сущностей). Оба метода начинаются в одной точке, диалектически дополняют и обогащают друг друга. Логический метод не просто следует за историческим, а реконструирует в обобщенном виде. Логику развития объекта можно понять не на любом, а только на наиболее высокой стадии развития, поскольку она содержит в снятом виде все предшествующее развитие. (далее не с конспекта)
Близкие задачи решаются с помощью метода восхождения от абстрактного к конкретному. Термин «конкретное»понимается в 2 смыслах: 1-как реальное явление во всем многообразии свойств 2- сложное, расчлененное понятие(или система понятий), дающее возможность отобразить это многообразие. Всему теор познанию присуще определенное упрощение, огрубление действительности, что особенно характерно для формализации. Формализация есть вычленение и изучение формы (структуры) процессов. Форма рассм как самостоятельный предмет исследования. Рассуждение об объектах заменяются оперированием со знаками (символами, формулами). Она позволяет записывать утверждения в сжатом виде. Каждый символ строго однозначен, и этим достигается общепонятность.
Билет №18
- 31. Процесс познания и освоения человеком мира
- 2. Философия как мировоззрение и методология. Формы мировоззрения и методологии.
- 32. Наука как специфический социокультурный феномен?
- Философия в системе культуры.
- 33. Проблема истины в познании
- Основная проблема и основной вопрос ф.
- 34. Научное познание и инженерное проектирование. Понятие конструктивной методологии.
- Структура, функции и предназначение философии. .
- 6. Философия Др. Востока
- 36. Диалектика. Абсолютная и относительная истина. Критика догматизма и релятивизма.
- 7. Античная философия
- 8. Средневековье
- 38. Проблема существования человека
- 9. Возрождение
- 39. Человек, индивид, личность
- 10. Новое время
- 40. Проблема личностного развития и успеха
- 41. Маслоу
- 42. Теория мотивации Маслоу
- 43. Информационное общество
- 44.Структура научного познания: эмпирический, теоретический, метатеоретичский.
- 45 Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент, научный факт, эмпирические описания и эмпирическая гипотеза.
- 16. Русская философия 19-20веков: основные темы и виднейшие представители.
- 46. Общелогические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
- 17. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 18. Философия экзистенциализма. Специфика и основные проблемы.
- 48. Понятие и структура научной методологии.
- 19. Герменевтика и ее роль в современной культуре.
- 49. Инженерный подход и конструктивная методология.
- 20. Понятие бытия, онтологии, объективной и реальной реальности
- 50. Методология в сфере науки и проектирования
- 21.Категория материи в ф.
- 51. Проблема сознания и кибернетика
- 22. Пространство и время как атрибутивные формы бытия.
- 52. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере- понятие способа производства.
- 23.Пространсво и время в специальной теории относительности Эйнштейна и некласс ф.
- 53. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере - понятие способа производства.
- 24. Эволюция форм отражения
- 54. Природа и истоки гуманитарной и естественно-технической культуры
- 25. Наука как специфический социокультурный феномен?
- 55. Феномен к-ры. Феномен ненормативной лексики.
- 26. Приоритеты философии и человечества в 3 тысячелетии
- 56.Духовная сфера жизни общества.
- 57.Политическая сфера жизни общества (псжо).
- 28. Аксиологическая концепция культуры.
- 58. Технократическая парадигма и гуманизация инженерной деятельности.
- 29. Материальная сфера жизни общества
- 59. Семиотическая концепция культуры.
- 30. Проблема жизни, смерти и бессмертия Любовь как высшая форма решения проблемы трансценденции?