logo search
Социальная педагогика 21-40

40. Проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Общие задачи (раскрытие сущностных сил человека, развитие задатков, интересов, активности ребенка, его инициативы и творчества) должны объединить два образовательно-воспитательных института – семью и школу, которые создают воспитывающую среду.

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания.

В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других.

В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.

Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.

Отсюда следует необходимость изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной.

Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как особой эпохи в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.

Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно – воспитательном процессе в интересах детей.

Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях:

1.Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.

2.Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе.

3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.

4.Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.

5.Главное направление в сотрудничестве – развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.

6.Учитель должен владеть диагностической воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально - личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности воспитательные возможности. Изучение семьи -–это деликатное дело, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

Содержание работы школы с семьей включает четыре основных блока: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-познавательного процесса, обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой.

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителей обогащения психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.

42