32. Роль государственных организаций в решении проблем зависимости детей и подростков от психоактивных веществ (детская наркологическая служба, наркологический реабилитационный центр и др.)
Главной целью развития наркологической службы является повышение доступности и качества медицинской наркологической помощи, включающей профилактику наркомании, которая способствует полному, своевременному выявлению и привлечению к лечению и социально-медицинской реабилитации лиц, незаконно потребляющих наркотики.
Лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в учреждениях государственной системы здравоохранения, с обеспечением гарантии бесплатной медицинской помощи, применением средств и методов, определенных в стандартах медицинских услуг, и обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи, обязательными для исполнения в каждом населенном пункте Российской Федерации.
Осуществление системы лечебных и восстановительных мероприятий в отношении больных наркоманией и лиц, эпизодически потребляющих наркотиками, выделяется как важное самостоятельное направление государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, для реализации которой необходимо:
совершенствовать систему межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными организациями в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;
рекомендовать Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить целевое финансирование и материально-техническое снабжение сети государственных наркологических учреждений для выполнения соответствующих стандартов качества, исходя из научного анализа эффективности существующих лечебных и реабилитационных подходов;
рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук укрепить кадровую, финансовую и материально-техническую базу исследований, проводимых в области наркологии, психического здоровья и смежных областей, обеспечению их многостороннего характера и координации;
обеспечить высокое качество профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала государственных лечебно-реабилитационных служб, в том числе психиатров-наркологов, психологов, социальных работников;
создать условия и организовать профилактическую работу с семьями и родственниками больных наркоманией с привлечением их к участию в реабилитационной работе с наркозависимыми;
обеспечить использование перспективных здоровьесберегающих методов и технологий профилактики незаконного потребления наркотиков; разработку, производство и внедрение новых лекарственных препаратов для лечения наркомании, с запретом использования аналогов наркотических средств и психотропных веществ и заместительной терапии;
организовать производство либо целевые закупки за рубежом необходимого современного медицинского оборудования для наркологических учреждений, включая лабораторное оборудование для анализа биологических сред организма на содержание наркотиков;
улучшить организацию и оснащение наркологической службы в местах лишения свободы, а также специализированных бригад скорой медицинской помощи, выезжающих на случаи острого отравления (передозировку) наркотиками;
ввести в судебную практику замену наказания альтернативным ему лечением наркоманов, совершивших преступления не представляющие большой общественной опасности, разработав и закрепив его порядок на законодательном уровне;
обеспечить возвращение к практике принудительного лечения наркоманов в лечебно-трудовых профилакториях на основании судебного решения в случае его отказа или уклонения от добровольного лечения.
Считать приоритетным показателем эффективности в сфере профилактики наркомании положительную динамику устойчивой ремиссии сроком от одного года до пяти лет у наркозависимых лиц, состоящих на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Для реализации этой цели обеспечить организационно-методическое содействие созданию и развитию в субъектах Российской Федерации сети центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, потребляющих наркотики.
Основными направлениями деятельности центров реабилитации считать:
проведение комплекса диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни, ликвидацию последствий потребления наркотиков;
коррекционная и профилактическая работа с родителями (иными законными представителями) и родственниками несовершеннолетних, направленная на их вовлечение в реабилитационные программы, совместную деятельность по профилактике рецидивов потребления наркотиков у несовершеннолетних;
организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и программам начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями несовершеннолетних, состоянием их психического и соматического здоровья;
социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации, в целях профилактики рецидивов потребления наркотиков и оказания помощи в кризисных ситуациях.
С учетом специфики организации работы по реабилитации лиц, потребляющих наркотики, одним из условий эффективности деятельности центров реабилитации считать укрепление межведомственного взаимодействия в решении проблем их функционирования.
1. Лечебно-реабилитационное направление работы - раннее выявление и лечение н\с с начальными проявлениями наркоманий, токсикоманий, алкоголизма.
2. Профилактическое. Класс санитарно-просветительной работы, его деятельность направлена на выполнение следующих задач:
проведение в детских дошкольных учреждениях города антиалкогольной, антинаркотической, учебно-воспитательной работы с детьми, начиная с пятилетнего возраста;
обучение учащихся школ, ПТУ, техникумов медицинским, психологическим и социальным аспектам проблемы наркоманий, токсикоманий, алкоголизма;
организации для родителей, преподавателей пед.института постоянно действующих школ антиалкогольного, антинаркотического обучения;
организация в местах массового сбора детей (клубах по месту жительства, домах культуры) нетрадиционных форм профилактической работы с ним;
оказание организационно-методической помощи дошкольным учреждениям, школам, техникумам по адаптированию и внедрению существующих программ обучения детей и подростков;
разработка. адаптиование и апробация новых программных проектов;
анализ, обобщение и распространение накопленного опыта;
организация и проведение выступлений перед населением через СМИ
В рамках наркологического реабилитационного центра «Надежда» для детей и подростков г. Железнодорожного была разработана «Программа семейной профилактики употребления психоактивных веществ». В основе этой программы лежит тренинг эффективности детско-родительских отношений. Основной акцент в ней ставится на анализ и необходимую коррекцию внутрисемейных отношений:
семейные алкогольные традиции,
стиль семейного воспитания и коммуникации,
принятые в семье способы совладания со стрессом и преодоления проблем,
особенности того, как в семье употребляются лекарства и др
Все эти моменты влияют на формирование определенных поведенческих установок у подрастающих в семьях детей и могут положительно или отрицательно повлиять на приоощение их к наркотикам в будущем.
По социально психологическим данным, в 97% случаях в семьях подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, можно диагностировать те или иные нарушения семейного воспитания (гиперпротекция, гипопротекция, неполная семья, алкогольные проблемы у одного из родителей, небрежение нуждами ребенка и др.).
По мнению специалистов в области профилактики наркотизации и алкоголизации, возраст от 3-4 до 6 лет является» самым благоприятным (в терминах возрастной психологии - сенситивным) \для профилактических мероприятий, так как именно в это время формируются базовые поведенческие установки, которые и оказывают в будущем положительное или отрицательное влияние на приобщение уже подростков к наркотикам.
Психологические исследования семей показывают, что глубина и способ участия родителей в жизни семьи положительно связаны с формированием Я-концепции ребенка, его оптимизмом и позитивными социальными отношениями, именно адекватное поведение родителей приводит к развитию у детей самоконтроля и способности управлять собственным поведением,
Многие родители уделяют своим детям время, но не знают и не понимают их. Родители принадлежат к различным социальным слоям, тратят все больше времени на поддержание определенного уровня жизни. Эти обязанности отнимают родителей у детей и физически и эмоционально; тем самым дети находятся в постоянном стрессе, поскольку их родители уже не в состоянии удовлетворить их потребности в эмоциональных контактах. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы отношения не портились. Природа детс-ко-родительских отношений имеет первостепенное значение для психического здоровья детей в настоящем и будущем. Следовательно, если мы хотим положительно повлиять на психическое здоровье будущего поколения взрослых людей, мы должны потратить больше усилий на то, чтобы существенно улучшить психическое здоровье всех детей, а не только детей «группы риска».
Пора перестать прятать профессиональные навыки специалистов по профилактике за дверями специальных учреждений и служб, нужно в специальных тренингах передавать их родителям, которые лучше всего могут повлиять на жизнь будущих взрослых. Прямые попытки улучшить будущие поколения только силами специалистов - задача нереальная.
Предлагаемая здесь «Программа семейной профилактики употребления психоактивных веществ» позволяет научить родителей, как стать специалистами в области профилактики для своих детей.
Родители нуждаются в помощи; им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти навыки, и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем городе прилагается довольно мало усилий для того, чтобы обучить родителей эффективному взаимодействию со своими детьми.
Превентивная программа.
Предлагаемая здесь профилактическая программа является превентивной, рассчитанной на будущее. Работая сейчас с детьми 4-х лет и их родителями, мы можем повлиять на наркологическую ситуацию через 10 лет. Программу легко тиражировать.
В содержательном и организационном планах «Программа семейной профилактики употребления психоактивных веществ» такова, что после обкатки и оценки ее в г. Железнодорожном, она, как типовая, может легко использоваться в других городах Московской области. Кроме того, ее нетрудно развернуть не только в медицинском учреждении или центре нсихолого-педагогической службы, но и на базе школы, дошкольного учреждения, дома культуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 22. Детские и юношеские объединения как институт социального воспитания.
- 23. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Причины социального сиротства в России. Профилактика социального сиротства в России.
- 25. Виды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опекунство, приемная, патронатная семья).
- 26. Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема.
- 1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
- 29. Проблема интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение. Реабилитация детей-инвалидов во внешкольных учреждениях дополнительного образования.
- 31. Виды профилактики наркотической зависимости у детей и подростков (первичная, вторичная, третичная).
- 32. Роль государственных организаций в решении проблем зависимости детей и подростков от психоактивных веществ (детская наркологическая служба, наркологический реабилитационный центр и др.)
- Цели программы.
- Результаты:
- 33. Типы учреждений пенитенциарной системы. Особенности воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
- 34. Роль семьи в социализации ребенка. Функции семьи. Кризис современной семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический)
- 35. Факторы, определяющие социальное благополучие, воспитательный потенциал семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический).
- 1. Социально-культурный фактор.
- 36. Критерии оценки правильности семейного воспитания (степень занятости воспитанием, степень удовлетворения потребностей ребенка, санкции).
- 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.
- 37. Воспитательная функция семьи. Цели и основные направления семейного воспитания.
- 38. Стили семейного воспитания (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, индифферентный и др.) и их влияние на развитие личности ребенка.
- 39. Отклонения в личности ребенка, обусловленное ошибками семейного воспитания.
- 1. Отклонения характера самих родителей.
- 2. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
- 8. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.
- 40. Проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.