25. Виды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опекунство, приемная, патронатная семья).
ВИДЫ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ И ИХ ОТЛИЧИЯ:
Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Плюсы:
Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
Особенности:
Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуется утверждение гражданским судом.
Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.
Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Опека - принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него. Однако, органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Плюсы:
Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
Особенности:
Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Приёмная семья - форма воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у <приемного родителя>-воспитателя. Обычно в приемную семью передают ребенка, если он не подлежит усыновлению или опеке из-за отсутствия у него необходимого юридического статуса, или если ему не удается найти опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет ребёнку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Приемная семья создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребёнку приемные родители являются опекунами. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
Плюсы:
Возможность взять в семью ребёнка, не имеющего статуса для опеки или усыновления и, в ином случае, обречённого жить в детском доме.
Менее жёсткие требования к кандидатам - такие же, как при опеке.
На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
Особенности:
Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
Сложнее оформить, т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.
Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
Патронат - форма воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определённого статуса, или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Патронат - это форма, заменяющая временное содержание в приюте. Он часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребёнком соответствующего статуса. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным и зависит от ситуации. Ответственность разделёна между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребёнка и территориальными органами опеки.
Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.
Плюсы:
Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, не имеющего статуса, позволяющего передать его под опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют, детский дом.
Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового нет.
Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
Минусы:
Работа по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчётность за воспитание и расходование средств.
Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент по решению Уполномоченной службы.
Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.
Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.
Примечание: при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограниченны в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых.
- 22. Детские и юношеские объединения как институт социального воспитания.
- 23. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Причины социального сиротства в России. Профилактика социального сиротства в России.
- 25. Виды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опекунство, приемная, патронатная семья).
- 26. Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема.
- 1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
- 29. Проблема интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение. Реабилитация детей-инвалидов во внешкольных учреждениях дополнительного образования.
- 31. Виды профилактики наркотической зависимости у детей и подростков (первичная, вторичная, третичная).
- 32. Роль государственных организаций в решении проблем зависимости детей и подростков от психоактивных веществ (детская наркологическая служба, наркологический реабилитационный центр и др.)
- Цели программы.
- Результаты:
- 33. Типы учреждений пенитенциарной системы. Особенности воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
- 34. Роль семьи в социализации ребенка. Функции семьи. Кризис современной семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический)
- 35. Факторы, определяющие социальное благополучие, воспитательный потенциал семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический).
- 1. Социально-культурный фактор.
- 36. Критерии оценки правильности семейного воспитания (степень занятости воспитанием, степень удовлетворения потребностей ребенка, санкции).
- 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.
- 37. Воспитательная функция семьи. Цели и основные направления семейного воспитания.
- 38. Стили семейного воспитания (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, индифферентный и др.) и их влияние на развитие личности ребенка.
- 39. Отклонения в личности ребенка, обусловленное ошибками семейного воспитания.
- 1. Отклонения характера самих родителей.
- 2. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
- 8. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.
- 40. Проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.