31. Виды профилактики наркотической зависимости у детей и подростков (первичная, вторичная, третичная).
Целью профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни.
Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:
реализация мероприятий, направленных на антинаркотичекую пропаганду и рекламу;
организация и проведение мероприятий, направленных на снижение спроса на наркотики;
организация и проведение профилактических мероприятий с группой повышенного риска злоупотребления наркотиками;
формирование системы реабилитации наркозависимых.
Профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности должны проводиться в соответствии с основными принципами:
законности – недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничения конституционных прав граждан, кроме случаев установленных федеральными законами;
системности – разработка и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа развития наркоситуации в стране;
комплексности – организация межведомственного взаимодействия с участием общественных и религиозных объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и педагогов образовательных учреждений;
координации – достижения согласованности действий субъектов профилактической деятельности;
превентивности – организации мероприятий, прежде всего, в интересах профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, и их заблаговременного проведения в сочетании с адекватным увеличением объема и интенсивности;
непрерывности – обеспечения целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности;
универсальности – организации и проведения мероприятия с учетом возможности реализации различных видов и направлений профилактической деятельности.
К видам профилактики наркомании относятся:
первичная – организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у молодёжи знаний и навыков отказа от потребления наркотиков;
вторичная – комплекс профилактических мероприятий с группой повышенного риска;
третичная – организация и проведение мероприятий медицинской и социально-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждение рецидивов наркотического поведения.
Основными направлениями профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются:
своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и наркопреступности, организация и реализация мер по их устранению или минимизации;
формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;
антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;
психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;
повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;
изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;
создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений; снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;
организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;
укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб;
обучение и переподготовка педагогов образовательных учреждений, родителей (иных законных представителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и психологов) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;
популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;
формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического движения;
проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности;
совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности.
Мероприятия первичной профилактики должны быть направлены на:
детей, подростков и молодежь в целом;
детей и подростков, склонных к потреблению наркотиков или находящихся в неблагоприятных семейных или социальных условиях;
граждан уже имеющих опыт первых проб наркотиков, либо имеющих друзей, употребляющих наркотики.
Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на детей и подростков, группы повышенного риска и граждан, употребляющих наркотики.
Мероприятия третичной профилактики должны быть направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.
При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам косвенного и опосредованного воздействия на лиц, склонных к наркомании, обучать детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков.
Основные усилия профилактической деятельности необходимо направлять на профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности в образовательных учреждениях, местах досуга молодёжи, летних лагерях отдыха детей и подростков.
Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезни. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – по сути дела, борьбу с аддиктивным поведением у подростков (13, с.47).
У учащегося формируются навыки эффективного общения и оценки проблемной ситуации, принятия решения; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающего поведения; навыки защиты своего «Я» и умения говорить «Нет» (41, с.5). Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.
Наиболее целесообразно проводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.
Задачи первичной профилактики:
1) создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политике по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей);
2) выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);
3) работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);
4) работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактики в школах и по выявлению группы риска) (21, с.154).
Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни, сюда относят не столько раннюю диагностику и своевременное лечение, сколько совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннего алкоголизма, наркомании, токсикомании, включая противорецидивное лечение (13, с.47).
Вторичная профилактика имеет дело уже с начавшимся злоупотреблением. Основной принцип на этом этапе – раннее выявление данной «группы риска», оказание адекватной психолого-педагогической помощи, направление к специалистам. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ (ПАВ). Цель вторичной профилактики – раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленное, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов – врачей, психологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики – не опоздать с принятием оздоровительных мер, то есть предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого интоксиканта.
Задачи вторичной профилактики:
1) работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними);
2) создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения и т.д.);
3) работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и взаимоотношениях с детьми) (21, с.154).
Третичная форма профилактики заключается в лечении людей, полностью зависимых от наркотиков (зависимость на социальном, психическом и физическом уровнях). Это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Её цель – предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного побороть свой недуг.
Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна.
Задачи третичной профилактики:
1) формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики);
2) создание групп взаимопомощи;
3) взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».
Третичная профилактика – прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся алкоголиков и наркоманов не хватает сил и мужества самостоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помощью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силой эту болезнь не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят
- 22. Детские и юношеские объединения как институт социального воспитания.
- 23. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Причины социального сиротства в России. Профилактика социального сиротства в России.
- 25. Виды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опекунство, приемная, патронатная семья).
- 26. Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема.
- 1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
- 29. Проблема интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение. Реабилитация детей-инвалидов во внешкольных учреждениях дополнительного образования.
- 31. Виды профилактики наркотической зависимости у детей и подростков (первичная, вторичная, третичная).
- 32. Роль государственных организаций в решении проблем зависимости детей и подростков от психоактивных веществ (детская наркологическая служба, наркологический реабилитационный центр и др.)
- Цели программы.
- Результаты:
- 33. Типы учреждений пенитенциарной системы. Особенности воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
- 34. Роль семьи в социализации ребенка. Функции семьи. Кризис современной семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический)
- 35. Факторы, определяющие социальное благополучие, воспитательный потенциал семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический).
- 1. Социально-культурный фактор.
- 36. Критерии оценки правильности семейного воспитания (степень занятости воспитанием, степень удовлетворения потребностей ребенка, санкции).
- 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.
- 37. Воспитательная функция семьи. Цели и основные направления семейного воспитания.
- 38. Стили семейного воспитания (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, индифферентный и др.) и их влияние на развитие личности ребенка.
- 39. Отклонения в личности ребенка, обусловленное ошибками семейного воспитания.
- 1. Отклонения характера самих родителей.
- 2. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
- 8. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.
- 40. Проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.