logo
Социальная педагогика 21-40

8. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.

Нередко отношение родителя к подростку обусловливается не действительными особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое непринятие подростка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицательными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы и все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры подростка, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен и противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери подростка, его сестрам. В этих условиях по отношению самого подростка мужского пола может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».

Типичные ошибки семейного воспитания — действия (бездействия), которые осуществляют родители в интересах воспитания ребенка. При этом сами родители негативной роли «воспитательной деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам относятся:

• недооценка роли личного примера родителей;

• отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей;

• отстранение детей от посильного домашнего труда;

• неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;

• применение физического наказания;

• отсутствие такта в отношении с ребенком;

• ссоры родителей в присутствии детей;

• неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы);

• переоценка родителями своих воспитательных возможностей;

• неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п.