29. Проблема интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение. Реабилитация детей-инвалидов во внешкольных учреждениях дополнительного образования.
Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей-инвалидов:
1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.
2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).
3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование.
4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.
5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.
6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с
функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и
необходимы для деятельности в интегрированной среде (домашний быт,
профессиональное обслуживание, транспорт).
Правовые основы образования ребенка-инвалида
В понятие «социальное государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка на бесплатное образование. Тем самым, государство, как и в случае реабилитации, приняло на себя обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств .
В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Правительство РФ установило размеры компенсаций затрат родителей при обучении детей-инвалидов на дому или в негосударственных образовательных учреждениях в рамках, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов , где обучаются различные категории детей (с нарушениями и без них). Норма похожего содержания включена и в Закон РФ «Об образовании» , она дает право на оформление «семейного» образования и аналогичной компенсации для любого ребенка школьного возраста, не обучающегося в государственном образовательном учреждении, вне зависимости от того, где и каким образом родители осуществляют его обучение.
30. Детская наркомания как социально-педагогическая проблема современной России. Особенности и тенденции подростковой наркомании в России. Факторы риска приобщения молодежи к психоактивным веществам (биологические, психологические, социально-педагогические, микросоциальные, макросоциальные).
Известно, что наркомания — это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории. Эти вещества различны как по составу, так и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом.
По статистическим данным в России число наркоманов перешло 7% и составляет более 10 млн. человек. В России уже нет людей, так или иначе не сталкивавшихся с наркотиками: либо они пробовали их сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики.
За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями малолетних детей. Число смертных случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние десять лет среди населения России в 12 раз, среди детей — в 42 раза. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 человек заболевают СПИДом, из них 70% приходят к этому через внутривенное введение наркотиков. Ежегодно в страну ввозится более тысячи тонн наркотических средств, из них около 80 тонн только одного героина. На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США, Европе, что делает Россию международным рынком сбыта наркотиков. И вряд ли является случайным тот факт, что именно за последние десять лет число наркоманов в США уменьшилось вдвое, а в России многократно возросло. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.
По данным Международной организации здравоохранения в каждом школьном классе 3-4 ученика — наркоманы. Подсчитано, что каждый наркоман вовлекает в наркозависимость от 10 до 15 человек в год, а значит эта социальная болезнь прогрессирует. Наряду с этим большая часть наркоманов больна гепатитом, СПИДом и другими неизлечимыми болезнями. Общаясь, они заражают окружающих людей.
За 1997 год в России более чем на 70 тысяч подростков заведены уголовные дела за распространение наркотиков. В настоящее время принят ряд законов по борьбе с наркоманией, в частности Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», однако количество наркоманов не уменьшается, а продолжает расти. Чтобы понять такую сложную социальную проблему, как наркомания, необходимо научно обосновать причины возникновения и распространения наркомании, выявить социальные, биологические, психологические механизмы ее возникновения и взаимодействия, создать социально-психологические службы, нацеленные на профилактику наркомании в школьных коллективах, неформальных объединениях и по месту жительства, поскольку речь идет не о здоровье отдельных личностей, а о здоровье всего общества, которое не может чувствовать себя в безопасности, не найдя эффективного механизма предупреждения наркомании, ее лечения и организации социального контроля над ее распространением. Несмотря на то, что злоупотребление наркотиками стало одной из важнейших мировых проблем совсем недавно — лишь в XX веке, опыт употребления людьми наркотических веществ измеряется тысячелетиями. Мифы и легенды разных народов рассказывают о параллельном существовании двух миров: жестокого реального мира, в котором существует несправедливость, зло, обман, слезы, разочарования, и мира идеального, где царят доброта и любовь. И любой человек втайне мечтает хотя бы ненадолго оказаться в искусственном раю, где нет забот и тревог, печалей и проблем. Если заглянуть вглубь истории, то надо обратиться к первобытному обществу, когда человек был более всего незащищен перед враждебностью природы, мистическими силами, происхождение которых он не мог объяснить. Лишь во сне, который длился очень недолго, человек мог обрести исполнение желаний, но проснувшись, он вновь оказывался в одиночестве и опасности.
В силу любопытности человека ему оказалось нетрудным открыть, что природа в изобилии предлагает ему растения, которые повышают настроение, прибавляют сил, вылечивают раны, вызывают необычное состояние духа и иллюзорное исполнение желаний.
Существует гипотеза, что еще в раннем палеолите (40000-10000 тыс. лет до н. э.) состоялось первое знакомство человека с наркотиками. Из архивных документов известно, что шумеры, китайцы, индейцы, древние греки, сибирские племена хорошо знали действие растительных наркотиков и уже тогда, посредством магических обрядов и церемоний, пытались изменить состояние сознания.
Раннее открытие наркотиков помогло человеку установить контакт со своим подсознанием, а также облегчило ему вхождение в состояние экстаза, приносящее утешение, удовлетворение, гармонию с самим собой и окружающим миром. Употребление в первобытном обществе растений, обладающих сильными психоактивными свойствами, строго контролировалось колдунами, жрецами и шаманами. Более того, по древним обычаям наркотики употребляли только избранные и только с определенной целью, самовольное употребление наркотиков влекло за собой самое суровое наказание. Благодаря этим верованиям и запретам многие народы защитили себя в будущем от разрушающего действия наркотиков.
Позднее, были открыты лекарственные свойства растений, и в первую очередь, мака, который помогал людям переносить боль и забывать страх. Его использовали в медицинских целях шумеры, греки, арабы, ему посвящал свои произведения великий древнегреческий поэт Гомер, его восхваляли философы Геродот, Аристотель, Плиний. Пароды критской цивилизации воздвигли статую богине мака и поклонялись ей, украшая ее голову надрезанными маковыми головками, из которых вытекал чудодейственный сок.
Или взять другое наркотическое вещество — гашиш, то в лечебнике китайского императора Шен-Нуна оно рассматривалось как лекарство от кашля и поноса, а в Древнем Китае его использовали как обезболивающее средство при хирургических операциях.
Древние народы использовали в религиозных целях и галлюциногенные грибы, которые представляли для них тайну, так как они рождались без зерна, появлялись после дождя, а в Древней Мексике был известен гриб, который рос только во время грозы под сверкание молний, в чем первобытный человек виде сверхъестественное возрождение Бога на земле и его чудодейственное превращение. Шаманы в сибирских племенах во время ритуальных обрядов поедали мухоморы для вхождения в состояние экстаза, в котором они могли предсказать ход событий, вылечить больного, установить контакт со сверхъестественными силами для защиты племени и облегчения ему жизни в реальном мире. Среди растений, вызывающих изменение сознания и восприятия, особое место занимает разновидность мексиканского кактуса, который использовали в медицинских и религиозных целях. История зафиксировала массовое отравление сорока тысяч французов в 994 г. питьем, приготовленным из этого растения. Перечисленные выше растения вплоть до XIII века оставались основными и единственными наркотическими веществами, пока крестоносцы не привезли с Ближнего Востока опиум. В 1805 г. аптекарь Зертюрнер выделил первый алкалоид опиума и дал ему название «морфин» в честь Морфея, греческого бога сна. Изобретение в 1853 г. врачом из Эдинбурга Александром Будом иглы для подкожных инъекций в итоге породило новые проблемы, связанные с более эффективным внутривенным введением наркотика в организм человека.
XVIII век придал употреблению наркотиков политическую окраску, которая была связана с расширением массового употребления наркотиков с целью подчинения одного государства другому, приведшего к разрушению здоровья нации. Первое промышленное производство опиума было организовано в Бенгалии английской компанией, которая владела монополией на производство опиума в этой стране и продавала его в Китай. Когда в 1820 г. правительство Китая ввело запрет на импорт опиума, правительство Великобритании развязало первую опиумную войну, а спустя 15 лет вспыхнула вторая опиумная война, к которой уже присоединились французы и американцы. Китай проиграл войну, и спасая страну от порабощения и инфляции, сам стал выращивать собственный опиумный мак.
Массовое употребление наркотиков в Европе началось в XIX веке, и этому способствовало литературное течение того времени, когда сами авторы произведений употребляли наркотики, в основном, гашиш и опиум, входили в состояние галлюциногенных снов, в которых и писали свои произведения, описывая прелести наркотического состояния. В начале XX века в американской литературе получила широкое распространение пропаганда употребления марихуаны, способной изменить состояние психики и сделать духовную жизнь человека богаче. Литераторы сами на себе ставили эксперименты, описывая потом в своих произведениях впечатления, фантастические видения необычной реальности, и это все становилось достоянием гласности массового сознания людей.
В 1960 г., во время пребывания в Мексике, гарвардский психолог Тимоти Лири съел несколько галлюциногенных грибов. Переживаемые доктором ощущения привели его к мысли, что сила наркотиков способна преобразить и изменить не только личности отдельных людей, но и влиять на установление более справедливых общественных отношений. Большая часть американской молодежи стала сторонниками идей Лири и начались массовые эксперименты с наркотиками, особенно в среде студенческой молодежи. Это являлось одновременно и формой социального протеста против бессмысленного убийства невинных людей во Вьетнаме, с которым США вели войну. Начинает зарождаться движение хиппи, среди которых врачи, философы, психологи, теологи, верящие, что наркотики могут изменить общество.
Однако трагические последствия, приводящие к гибели молодых людей, принимающих наркотики, массовые отравления, расстройства психики, заставили американское общество провозгласить Новые идеи в деле употребления наркотиков. Они сводились к мысли о том, что постичь тайны своего состояния, вызванного употреблением наркотических веществ, может только подготовленный человек, обладающий знаниями медицины, психологии, философии, необходимыми для правильного восприятия и осмысления эффектов, производимых наркотиками. Поэтому ученые попытались предложить молодежи новые пути достижения необычного эмоционального состояния, такие как система медитативных упражнений, йога, музыка, а наркотики вернуть в стены научных лабораторий и психиатрических клиник для медицинских целей.
В России в послевоенный период наркомания существовала в республиках Средней Азии, в других же регионах, она не имела широкого распространения. Так, число лиц, которые лечились от наркомании в Москве, в 50-х годах насчитывало в разные годы от 3 до 7 человек на один миллион населения.
Проблема наркомании начала приобретать остроту в середине 70-х годов. Со стороны органов здравоохранения и милиции принимались некоторые довольно робкие меры, но в силу того, что проблема не стала актуальной (о ней даже не принято было говорить), общество в 90-х годах, когда начался лавинообразный рост наркоманов, оказалось неподготовленным к решению данной проблемы.
Истоки российской наркобеды кроются в бездействии власти, которые в 1991 году открыли Россию для наркотиков, отменив уголовную и административную ответственность за немедицинское потребление наркотиков. Перестали принудительно лечить даже тех наркоманов, которые были социально опасны. Не было по существу никакой антинаркотической пропаганды, в то же время на экранах телевизоров бурно начала развиваться реклама наркотической субкультуры. Стал открытым Интернет и другие информационные сети, где можно было получить уроки по изготовлению наркотического зелья. Сращивание властных структур с организованной преступностью привели к тому, что наркобизнес начал играть существенную роль на российском рынке.
Классификация и типы наркотиков
Наркотиком считается каждое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм может изменить одну или несколько его функции и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.
Под наркоманией понимается употребление наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний. Понятие наркомании в социально-медицинском аспекте охватывает два вида употребления наркотиков: неболезненное, когда наркоман имеет возможность по своему желанию прекратить потребление наркотиков; болезненное, когда наркоман по своей воле прекратить потребление наркотиков уже не в состоянии. Неболезненный прием наркотиков часто сопровождается неприятными ощущениями: головокружениями, тошнотой, слабостью, галлюцинациями, бредом. Это удерживает некоторых детей от дальнейшего их приема. У тех же, кто продолжает прием наркотиков, возникает влечение к ним, называемое в науке абстиненцией (наркотическим голодом) и ведущее к тяжелым душевным и физическим страданиям, желанию чаще принимать и увеличивать дозы. Это в медицине классифицируется как болезнь, где наркоман становится рабом своей привычки, и без медицинской помощи почти никому не удается вырваться из этого порочного круга.
Наркомания — это следствие насильственного слома сложившихся устоев жизни, разрушения социальной сферы жизнедеятельности населения, нестабильности в обществе, глубокого социального расслоения, массовой нищеты, безработицы, беспризорности, проституции, падения нравственных устоев общества и распада личности. В мире известно более 500 наркотических средств, из них 100 наркотиков и около 50 психотропных препаратов, обладающих наркотическими свойствами, зафиксированными в международных документах.
Существует несколько классификации наркотиков, но все они носят медицинский характер. В самом общем виде различают следующие виды наркотических веществ:
1. Анальгетики (морфин, кодеин, опийный мак, героин и др.), которые применяются в медицине как болеутоляющее средство, оказывая тормозящее действие на центральную нервную систему. Для человека достаточно 7-12 уколов морфина, чтобы он стал наркоманом, а героин в восемь раз активнее морфина.
2. Депрессанты — лекарственные препараты, используемые в медицине как снотворное, успокаивающее средство, анестезия, а при немедицинском использовании эти средства вызывают состояние опьянения. К ним относят алкоголь, барбитураты, транквилизаторы.
3. Стимуляторы (никотин, кофеин, кокаин, амфетамин и др.) оказывают возбуждающее влияние на центральную нервную систему, вызывают повышение умственной и физической активности, ощущение бодрости, прилива сил, уверенности в себе.
4. Галлюциногены — синтетическое средство ЛСД (диэтиламид лизергиновая кислота), мескалин (производят из бутонов кактуса), псилоцибин (получают из грибов), буфотеин (получают из яда жаб или грибов) и др. — изменяют эмоциональное состояние человека, его ощущения, восприятия вплоть до галлюцинаций. В медицине не применяется.
5. Психоделитики, получаемые из конопли, которая встречается во многих уголках мира и отличается неприхотливостью и жизнестойкостью. К психоделитикам относятся конопля, гашиш, марихуана, анаша и др., которые использовались в древности с медицинскими целями как анестезирующее средство, но сейчас практически в этом качестве не используются. В медицине их стали применять для лечения раковых заболеваний, глаукомы.
6. Ингалянты — ингаляционные средства для наркоза — закись азота, эфир, хлороформ. Во всем мире за наркотическими и психотропными веществами установлен строгий контроль. Они назначаются и применяются под наблюдением врачей. Производство, реализация и употребление некоторых наркотиков, например, марихуаны, вообще запрещены.
Разновидностью наркомании является токсикомания. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводятся различные химические вещества, в том числе не предназначенные для внутреннего применения, такие как пары бензина, средства бытовой химии и т. д.
Токсикоманы, как правило, это подростки 13-14 лет, не понимающие последствий отравления ядами своего организма. Опасность токсикомании состоит в том, что дети в результате интоксикации (отравления) организма либо погибают, либо совершают действия, ведущие к их гибели. Но если токсикоман остается жить, то воздействие ядовитых паров на детский организм приводит к необратимым последствиям: инвалидности, умственной неполноценности. Принято различать токсикоманию, связанную: 1) со злоупотреблением стимуляторами; 2) систематическим вдыханием летучих ароматических веществ.
В первом случае токсикомания связана со злоупотреблением стимуляторами, не относящимися к наркотикам, например, кофеин, алкалоиды кофеина — чай (чифирь — концентрированная заварка чая) и кофе. Острое отравление стимуляторами вызывает кажущееся ощущение бодрости и прилива сил, ясности мышления, стремление к деятельности. При постоянном употреблении стимуляторов для получения желаемого эффекта требуются большие дозы вещества (100-200 таблеток кофеина в сутки). Длительный ежедневный прием стимуляторов вызывает истощение детского организма, и прекращение приема приводит к нетрудоспособности токсикомана. Доминирующими становятся признаки разбитости, усталости, повышенной сонливости, вялости; настроение снижено, возникают суицидные мысли и намерения. В то же время возникает бессонница, что вынуждает токсикомана прибегать к снотворным и переходить на другой наркотик.
Принятие вроде бы безобидных стимуляторов в течение нескольких лет ведет к стойким нарушениям сна, отсутствию аппетита, снижению массы тела; нарастает конфликтность, угасает стремление к социально полезной деятельности. 2) Токсикомания, развивающаяся вследствие употребления различных дурманящих веществ, предполагает использование легко доступных и распространенных средств бытовой химии, нитрокрасок, растворителей, средств для выведения пятен, синтетических клеев, в частности клея «Момент», и др.
Принятие данных веществ, начинается, как правило, с 10 лет, и наиболее частый мотив при этом — желание не отстать от других членов группы, любопытство. Если потребность в приеме вещества появляется только в том случае, когда компания собирается вместе, говорят о групповой зависимости.
Самым распространенным способом ингаляции ароматического вещества является вдыхание паров в надетом на голову полиэтиленовом мешке, где создается повышенная концентрация вещества и в замкнутом пространстве оно не имеет возможности быстро улетучиваться, что продлевает время отравления организма. Нередко такой способ ингаляции приводит к смертельным исходам в результате тяжелого отравления или удушья.
Как правило, первая ингаляция сопровождается тошнотой, рвотой, головными болями, головокружением, однако под влиянием группы подросток-новичок вновь и вновь повторяет прием средства, пока не достигнет желаемого результата — развития ярких, зрительных галлюцинаций. Почти все подростки нацелены на то, что при многократном вдыхании какого-либо токсического вещества наступает такая степень опьянения, которая позволяет им «посмотреть мультики», причем эти мультики могут быть «запрограммированы, заказаны» самим подростком. Как правило, галлюцинации имеют очень естественный зрительный, а иногда и слуховой образ.
Однако систематические интоксикации организма впоследствии ведут к тому, что «мультики» начинают носить страшный и угрожающий характер (летающие гробы, скелеты, покойники, чудовища с соответствующими звуками, шумами). Под влиянием этих переживаний подростки пытаются вскрыть себе вены, выпрыгнуть из окна, совершить агрессивные действия. Кроме того, принятие одурманивающих веществ всегда ведет к нарушениям поведения, отрицательному отношению к учебе, прекращению занятий в школе или лицее.
Если рассматривать термин « наркомания » в социально-педагогическом аспекте, то можно определить, что наркомания — это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков.
Особенности подростковой наркомании
Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5—7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.
Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста.
Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:
— группирование со сверстниками;
— эмансипация — стремление выйти из под опеки взрослых;
— чувство протеста и оппозиции — когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;
— иммитация — копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям. Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:
— массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим; — «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13-14 лет; — переходом от «легкодоступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;
— распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку; — удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы — стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов; — изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики. На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази» (несмотря на достаточно высокую цену от 50 до 150 долларов США за одну дозу): Этап первых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;
— следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыла в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущал усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде — увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;
— распространением мифов о наркомании: миф первый — «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй — «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий — «алкоголь и табак — это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья — физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.
Причины и последствия подростковой наркомании
В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с: 1) особенностями характера наркоманов; 2) психическими и физическими расстройствами его организма; 3) социально-культурным влиянием на его личность. Соглашаясь с такой классификацией, уточним ее и рассмотрим на микро-, мезо- и макроуровнях.
1. Микроуровень
Здесь различают биологические и психологические причины.
Среди биологических факторов особенно выделяются:
— степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины. Известно, что примерно с 60-х годов в практику родовспоможения широко вошла стимуляция родовой деятельности, стала использоваться практика регулируемых родов (остановка родов в ночное время и стимуляция в дневное), роженицам стали активно вводить вещества с психоактивным действием: транквилизаторы, антигистаминные препараты и др., что неизбежно ведет к различным мозговым дисфункциям плода; — природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения; — потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим пере утомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков». Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной зависимости, превращающей больного в наркомана. Психологические факторы включают в себя:
— привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний; — стремление к самоутверждению;
— отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;
— расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога. Субъективная причина неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. д.;
— особенности личностной акцентуации подростка.
Наиболее значимыми типами акцентуации характера, оказывающими влияние на формирование наркотической зависимости, являются:
— эпилептоидный тип — при употреблении наркотиков и алкоголя происходит наиболее быстрое формирование зависимости; — неустойчивый тип — уровень высокого риска;
— конформный тип — характеризуется высокой внушаемостью и быстрым формированием наркотической зависимости; — астенический тип — для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения; — шизоидный тип — употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта; — истерический тип — в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов.
2. Мезоуровень
Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах. Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе. «Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодости» . Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом. По данным только одной наркологической службы, среди 344 детей, страдающих наркотической зависимостью, были выявлены: —социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа) — всего у 198 человек; — нездоровый быт вследствие распада семьи — у 158 наркоманов;
— материальная необеспеченность — у 109 человек;
— воспитание в неполной семье — у 319 человек.
На основании приведенных данных был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность. Аномалии психического развития ребенка чаще всего связывают с неправильным построением взаимоотношений «мать-ребенок». Замечено, что в каком психическом состоянии находится мать (или лицо, ее заменяющее), в таком состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут формироваться у ребенка.
К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов. По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению нар котиков следующие типы подростковых групп: — территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регламентированные объединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики;
— делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура. Даже личностно слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от других подростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду новичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно. Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний наркоман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» — ищет источник снабжения наркотиками; «гонец» — переносит наркотики; «кролик» —является «испытательным полигоном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно.
Другими видами групп высокого риска являются:
— «панки» — агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и стимуляторы; — «хиппи» — открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры; — «металлисты» — склонны к употреблению алипола и психоделических препаратов; — «попперы» — свободные группы с непостоянным составом, без постоянного лидера; склонны к употреблению алипола, гашиша, таблеток без разбора; не любят ингаляторов и инъекционных наркотиков; — «мажоры» — свободные группы подростков старшего возраста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алкогольные напитки, гашиш, кокаин, крэк;
— «фанаты» — страстные болельщики — группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах. Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы», являются группами невысокого риска.
3. Макроуровень
Эти причины связывают с социально-культурными факторами:
— влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезоуровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражение общественного сознания, ведущую религию, устройство быта, пищу, обряды и ритуалы многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики: неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика, «экстази», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. д. Заметную роль сыграла традиция употребления наркотиков в республиках Средней Азии, которые сейчас являются основными их поставщиками для нелегальной продажи;
— замалчивание проблемы наркотизации молодежи. Советское общество, много занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании и токсикомании закрыло глаза, делая вид, что ее нет. У нас были засекречены статистические данные о распространении преступности, частоте самоубийств, уровне потребления алкоголя и наркотиков. Скрывая от людей подобного рода сведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этим общественным болезням;
— развал идеологических и общественных институтов, утверждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищание населения с невозможностью удовлетворять естественные потребности привели значительное число подростков в суррогатные культуры, насаждаемые с Запада, увеличили число дезадаптированных детей, которые стали решать свои проблемы с помощью наркотиков;
— доступность наркотиков. Несмотря на уголовно-правовые запреты, выращивание, изготовление и сбыт наркотиков при обретает все более широкие масштабы. Наибольшее распространение это «производство» получило в республиках Средней Азии, Чечено-Ингушетии и ряде других мест. В торговлю нар котиками включилась и недобросовестная часть медицинских работников, снабжающая наркоманов лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных. Можно назвать три разновидности последствий наркомании взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.
К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма.
В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.
Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством. Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, наращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков.
По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение. Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина — неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.
Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ Любой наркотической зависимости предшествует так называемое аддиктивное поведение — злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние» включая алкоголь и курение, до того, как сформировалась физическая зависимость от них. Аддиктивное поведение у подростков может развиться двумя путями, первый из которых называется в медицине полисубстантным, а второй — моносубстантным. Этапы полисубстантного поведения:
— этап первых проб, который, как правило, происходит в компании сверстников; — этап поискового наркотизма, когда пробуются все психоактивные вещества, к которым имеется доступ; — этап выбора предпочитаемого вещества, который завершает поиск; — этап групповой зависимости, проявляющейся потребности в приеме наркотика в компании; за пределами группы влечение отсутствует. Этапы моносубстантного периода:
— случайное употребление психоактивного вещества;
— эпизодический прием;
— злоупотребление;
— групповая зависимость.
Этап первого случайного или преднамеренного употребления наркотика характеризуется «знакомством» организма с наркотиками. На этом этапе ребенок употребляет наркотическое вещество только из любопытства или для поддержания общения с приятелями. Как правило, при первом приеме под наблюдением «опытных лидеров» одурманивающие вещества неприятны и болезненны для организма. На этапе злоупотребления наркотиком происходит адаптация организма к новым условиям, определяемым постоянною наркотизацией. Из всех признаков, характеризующих возникающее на этом этапе состояние, особенно важны следующие желание (но не неудержимое) продолжать прием наркотика целях воссоздания его эффекта; зависимость только психического состояния данного человека от наличия или отсутствия наркотика; вредные последствия, касающиеся только самого человека. На этом этапе изменения психики происходят в виде вегетативных нарушений, понижения настроения, раздражительности.
Этап групповой зависимости — этап сложившегося привыкания, переходящего в пристрастие. В отличие от предыдущего этапа состояние наркомана характеризуется неудержимым желанием продолжать прием наркотиков и добывать их любыми средствами. Здесь можно говорить о начале органического поражения мозга (слабоумие, личностные изменения), когда подростки теряют контроль за дозой, и, оглушенные, одурманенные, доводят себя до смертельного отравления.
Итак, подростковая наркомания обладает целым рядом специфических особенностей, а также тенденций к злокачественному течению. Подростковые наркомании сложны для диагностики, лечения, социальной реабилитации. Они требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по реконструкции личности подростка, восстановлению утраченных социальных связей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 22. Детские и юношеские объединения как институт социального воспитания.
- 23. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Причины социального сиротства в России. Профилактика социального сиротства в России.
- 25. Виды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опекунство, приемная, патронатная семья).
- 26. Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема.
- 1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
- 29. Проблема интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение. Реабилитация детей-инвалидов во внешкольных учреждениях дополнительного образования.
- 31. Виды профилактики наркотической зависимости у детей и подростков (первичная, вторичная, третичная).
- 32. Роль государственных организаций в решении проблем зависимости детей и подростков от психоактивных веществ (детская наркологическая служба, наркологический реабилитационный центр и др.)
- Цели программы.
- Результаты:
- 33. Типы учреждений пенитенциарной системы. Особенности воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
- 34. Роль семьи в социализации ребенка. Функции семьи. Кризис современной семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический)
- 35. Факторы, определяющие социальное благополучие, воспитательный потенциал семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический).
- 1. Социально-культурный фактор.
- 36. Критерии оценки правильности семейного воспитания (степень занятости воспитанием, степень удовлетворения потребностей ребенка, санкции).
- 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.
- 37. Воспитательная функция семьи. Цели и основные направления семейного воспитания.
- 38. Стили семейного воспитания (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, индифферентный и др.) и их влияние на развитие личности ребенка.
- 39. Отклонения в личности ребенка, обусловленное ошибками семейного воспитания.
- 1. Отклонения характера самих родителей.
- 2. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
- 8. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.
- 40. Проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.