33. Типы учреждений пенитенциарной системы. Особенности воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
Основные типы пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних заключенных:
Дом ребенка (ДР)
– учреждение для детей от рождения до трех лет (в исключительных случаях – до четырех), матери которых осуждены к лишению свободы. ДР иногда называют ДМР – Дом матери и ребенка.
Спецшколы и СПТУ
– воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния. За воспитанниками установлено круглосуточное наблюдение; они не могут выйти из учреждения без разрешения администрации, территория охраняется; их вещи, получаемая корреспонденция, бандероли, посылки досматриваются. В спецшколах содержатся правонарушители от 11 до 14 лет, в СПТУ – от 14 до 18 лет. Значительная часть детей и подростков попадают в спецшколы и СПТУ по решению административных органов – комиссий по делам несовершеннолетних при местных органах исполнительной власти, а не суда. При рассмотрении вопроса о наказании подросток лишен права на защиту, на адвоката, не обязательны обычные для судебного следствия процедуры, у него нет права апелляции. Срок наказания в спецучреждениях произволен, он может продлеваться по представлению администрации учреждения до трех лет. Большая часть подростков спецшкол и СПТУ отбывает наказание вдали от дома, что затрудняет контакты с семьей, родными. В 39 регионах России действуют 34 спецшколы и 16 СПТУ (из них 4 СПТУ и 2 спецшколы для девочек). В 90-е годы количество воспитанников спецшкол и СПТУ колебалось в пределах от 5 до 15 тысяч человек. По условиям содержания, режиму изоляции, социальному микроклимату, принудительному характеру труда большинство этих учреждений мало чем отличается от ВК.
Спецшколы и СПТУ находятся в ведении Министерства образования РФ, отдел специальных учебно-воспитательных учреждений Главного управления реабилитационной службы и специального образования.
Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)
– в просторечии спецприемник, приемник-распределитель. Обычно сюда помещают бездомных, сбежавших от родителей или брошенных ими детей, а также задержанных милицией детей, личность которых не удается установить в течение суток. В ЦВИНП могут оказаться дети самого разного возраста: от младенчества до 18 лет. Официальной статистики по учреждениям этого типа не существует.
Изолятор временного содержания (ИВС)
– учреждение закрытого типа для задержанных на месте преступления, подозреваемых в совершении преступления и т.п. По действующему законодательству помещать в ИВС могут подростков, достигших 14 лет; несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых, женщины – отдельно от мужчин. Обычно ИВС не оборудованы прогулочными двориками, кухней, душем, заключенным не выдают постельного белья. Срок содержания в ИВС не должен превышать 3-х суток, но может быть продлен до 10-ти, а в особых случаях – до 30-ти суток. Из ИВС арестованного либо освобождают, либо по санкции прокурора переводят в следственный изолятор – СИЗО. Кроме того, в ИВС содержат обвиняемых, доставленных из СИЗО для проведения следственных действий или судебного разбирательства. Учреждения этого типа более известны под старым названием КПЗ (камера предварительного заключения). Годовой поток через ИВС доходит до 4 миллионов человек, среднеежедневная численность заключенных в 1997 г. – 65 тысяч. Статистика по несовершеннолетним заключенным в ИВС не ведется. По нашей оценке, относительное количество несовершеннолетних заключенных в ИВС составляет 5–6%.
ЦВИНП и ИВС находятся в ведении ГУООП (Главное управление охраны общественного порядка) МВД РФ.
Воспитательная колония (ВК)
– учреждение для несовершеннолетних заключенных, осужденных к лишению свободы. В ВК содержатся несовершеннолетние (от 14 до 18 лет), приговоренные судом к лишению свободы. По новому УК РФ суд может направить в ВК и осужденных возрастной группы от 18 до 20 лет. Кроме того, при хорошем поведении администрация может оставлять в колонии воспитанников, возраст которых не превышает 21 года. Количество заключенных в одной ВК от 200 до 700 человек.
Территория ВК огорожена забором, несколькими рядами колючей проволоки, между ними – вспаханная полоса земли (“запретка”). Массивные двойные ворота для въезда автотранспорта, между воротами тамбуром – площадка, на которой останавливают для досмотра и проверки машины. Вышки (правда, охранники не как у взрослых – без автоматов), сигнализация и другие устройства для предупреждения побегов. Внутри колония разбита на несколько разгороженных участков. Два главных – промзона (производственные помещения) и жилая зона. Между ними тоже забор и колючая проволока. Жилзона, в свою очередь, разделена заборами на локальные участки: школа и ПТУ за забором, баня за забором, заборами ограждены общежития (заключенные называют их “бараками”), в каждом из которых располагается от 70 до 150 воспитанников. На территории жилой зоны обычно имеется столовая, клуб, библиотека, амбулатория (медчасть), иногда небольшой стационар (на 10-30 человек), штаб, в котором расположены помещения для административных работников. Дом свиданий, для краткосрочных (от 2 до 4 часов) и длительных (от 1 до 3 суток) свиданий. В некоторых ВК имеются спортивные площадки. Как и в лагере для взрослых, на малолетке есть внутренняя тюрьма – ДИЗО (дисциплинарный изолятор) – для нарушителей дисциплины: полутемные, сырые камеры с голыми стенами, окном с рядом решеток и шконкой. Спальные комнаты в общежитиях рассчитаны на 20-50 человек. Кроме спальных комнат в общежитии на каждые 70-100 человек (“отряд”) предусмотрены: комната для хранения личных вещей; раздевалка (для верхней одежды); комната для приема пищи (с устройством для кипячения воды, шкафами для продуктов); “красный уголок” (прежнее название – “ленинская комната”), где обычно проводятся политзанятия и культурно-массовые мероприятия, установлены столы, полки для книг, радиодинамик, телевизор (если он имеется); в тех случаях, когда в ВК есть канализация – туалет.
Новым уголовно-исполнительным кодексом (действует с 1.07.97) для ВК установлена норма жилой площади 3,5 кв.м на одного человека (у взрослых – 2 кв.м). В дневное, свободное от работы и мероприятий время заключенные имеют право выходить из общежития на “локальную зону” – небольшую, огражденную забором площадку перед общежитием. По остальной территории колонии заключенные могут передвигаться только колонной (строевым шагом, иногда с песней) или, при получении разрешения от администрации, строем в несколько человек.
Виды ВК и условия содержания: общего режима – для подростков, осужденных к лишению свободы впервые; для девушек (независимо от того, впервые или нет); усиленного режима – для подростков, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.
В ВК и общего, и усиленного режимов воспитанники разделены (с 1.07.97) на 4 категории, каждая из которых содержится в разных условиях: обычные, облегченные, льготные, строгие. Они отличаются по режиму, количеству посылок, передач, свиданий и т.п. По новому УИК право на условно-досрочное освобождение имеют только воспитанники, которые находятся на льготных условиях содержания. Согласно УИК воспитанники льготного режима могут проживать в общежитиях за пределами ВК. Но пенитенциарная система не располагает средствами, чтобы это право несовершеннолетних соблюдалось в полном объеме. Зато для создания строгих условий содержания (запираемые помещения, куда изолируются от остальных воспитанников “злостные нарушители режима содержания”) необходимые средства почти всегда находятся.
Следственный изолятор (СИЗО)
– учреждение, предназначенное для содержания под стражей арестованных, в отношении которых судебный приговор не вступил в законную силу.
Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях:
· Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания.
· Нравственное воспитание осужденных предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на определение у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. В основе данного направления – формирование гражданина.
· Трудовое воспитание осужденных.
· Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных.
· Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы.
Основными этапами процесса исправления пенитенциарных учреждениях являются:
Подготовительный этап.
При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как личность, причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные позволяют воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и возможности их реализации. На этой основе определяется вариант (методика) реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания каждого осужденного. Затем следует планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.
Этап непосредственной реализации.
Реализация технологии начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другими осужденными. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфическое содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.
Постепенно осужденный вливается в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягиванием осужденного в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими. Собственно исправительный процесс включает ряд подэтапов.
В общем процессе реализации технологии исправления от воспитателей требуется особенно большое терпение, проявление гибкости, творчества, инициативы и оптимизма, уверенности в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практической реализации исправительного процесса обеспечивается искусством педагогической деятельности воспитателей, его эффективность определяется степенью исправления осужденного.
Основные принципы и методы перевоспитания осужденных.
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов.
Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных:
Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности.
Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному.
Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью.
Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности.
Принцип воспитания в коллективе.
Принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к ним.
Принцип опоры на положительное в личности, предусматривает усмотрение положительных качеств осужденного.
Принцип дефференцированного подхода в процессе перевоспитания. Принцип дефференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволяет наиболее полно учесть особенности каждого. Группы могут быть сформированы:
1) по характеру совершения преступления;
2) по количеству судимостей;
3) по степени криминальной зараженности;
4) по степени общественной опасности;
5) по возрасту;
6) по образованию;
7)по полу;
8) по степени исправления и т.д.
9. Принцип индивидуального подхода. Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.
10. Принцип комплексного подхода. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.
Комплексный подход является одним из важных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта.
Определенная роль в выполнении задач воспитательной работы принадлежит самостоятельным организациям осужденных к лишению свободы, которые создаются в исправительных учреждениях. Работают они под контролем администрации учреждений. Несмотря на обширный круг вопросов, которые компетентны решать самодеятельные организации, полномочия их разумно ограничены законом с тем, чтобы не допустить неконтролируемого развития ситуации в местах лишения свободы.
Задачами самодеятельных организации осужденных являются[1]:
- оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии;
- развитие полезной инициативы осужденных;
- оказание позитивного влияния на исправление лиц, лишенных свободы;
- участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных;
- оказание содействия администрации исправительных учреждении в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными;
- социальная помощь осужденным и их семьям.
Участие в работе самодеятельных организаций не влечет за собой предоставления осужденным дополнительных льгот. Вместе с тем оно поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Видами самодеятельных организации осужденных являются[1]:
- советы коллектива отрядов осужденных;
- советы коллективов исправительных учреждений;
- совет бригадиров.
Они оказывают администрации помощь в исправлении осужденных, решении вопросов производственно-хозяйственной и иной деятельности мест лишения свободы, организуют работу в соответствии с планами, одобренными на заседании совета и утвержденными начальниками учреждений.
Совет коллектива колонии состоит из семи-двадцати пяти человек. Они выбираются на общем собрании осужденных колонии или на собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. Состав избранного совета утверждается начальником колонии.
При советах коллективов учреждений, как правило, создаются секции по основным направлениям их деятельности:
1) профилактики правонарушений;
2) производственная;
3) общеобразовательного обучения;
4) профессионального обучения;
5) физкультурно-спортивной работы;
6) культурно-массовой работы;
7) санитарно-бытовая и др.
Совет коллектива отряда состоит из пяти – одиннадцати человек, которые выбираются на общем собрании осужденных отряда или собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. При совете отряда имеются секции аналогичные секциям совета коллектива колонии. Работу советов коллективов отряда координируют советы коллективов колоний.
Советы коллективов периодически отчитываются о своей работе перед осужденными на собраниях осужденных. Решения, которые принимают советы коллективов колоний и отряд утверждаются собственно начальником колоний и отрядов.
Советы бригадиров, создаваемые среди осужденных, назначаются начальником колонии.
В состав самодеятельных организаций должны входить осужденные, зарекомендовавшие себя с положительной стороны путем примерного поведения и добросовестного отношения к труду и обучению. Это важное требование закона, диктуемое задачами исправления осужденных.
В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа самодеятельные организации не создаются. Среди осужденных там ведется индивидуальная воспитательная работа.
В настоящее время, как в общей, так и в пенитенциарной педагогике начали разрабатываться вопросы дополнительного образования.
Однако это направление в образовании осужденных находится на первоначальном этапе развития. С одной стороны, дополнительные образовательные программы в настоящее время являются продолжением общеобразовательных программ, а с другой стороны - носят узкопрагматический характер. Несмотря на то, что указанные программы эффективно восполняют пробелы общего образования осужденных, способствуют формированию их понятийного мышления и корректируют определенные аспекты личностного развития тем не менее, в них зачастую отсутствует целостный подход к формированию личности осужденного.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время интеллектуально-этическое развитие личности осужденного необходимый компонент его исправления, что дополнительное образование в большей степени позволяет осуществлять интеллектуально-этическое развитие личности осужденного к лишению свободы. Однако данные проблемы (интеллектуально-этическое развитие личности осужденного и дополнительное образование в ИУ) в пенитенциарной педагогике практически не разработаны.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 22. Детские и юношеские объединения как институт социального воспитания.
- 23. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Причины социального сиротства в России. Профилактика социального сиротства в России.
- 25. Виды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опекунство, приемная, патронатная семья).
- 26. Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема.
- 1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
- 29. Проблема интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение. Реабилитация детей-инвалидов во внешкольных учреждениях дополнительного образования.
- 31. Виды профилактики наркотической зависимости у детей и подростков (первичная, вторичная, третичная).
- 32. Роль государственных организаций в решении проблем зависимости детей и подростков от психоактивных веществ (детская наркологическая служба, наркологический реабилитационный центр и др.)
- Цели программы.
- Результаты:
- 33. Типы учреждений пенитенциарной системы. Особенности воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
- 34. Роль семьи в социализации ребенка. Функции семьи. Кризис современной семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический)
- 35. Факторы, определяющие социальное благополучие, воспитательный потенциал семьи (социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический).
- 1. Социально-культурный фактор.
- 36. Критерии оценки правильности семейного воспитания (степень занятости воспитанием, степень удовлетворения потребностей ребенка, санкции).
- 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.
- 37. Воспитательная функция семьи. Цели и основные направления семейного воспитания.
- 38. Стили семейного воспитания (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, индифферентный и др.) и их влияние на развитие личности ребенка.
- 39. Отклонения в личности ребенка, обусловленное ошибками семейного воспитания.
- 1. Отклонения характера самих родителей.
- 2. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
- 8. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.
- 40. Проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.