2.1 Классификации субъектов политики
Выделяют несколько видов субъектов политики:
а) непосредственные участники политической жизни: государство, партии, общественные организации и движения, лидеры; б) крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы; в) группы, концентрирующие в своих руках основы власти, ее рычаги: политическая элита и бюрократия - посредник между элитой и остальным обществом.
По характеру и месту, занимаемому в общественной структуре выделяются три группы субъектов политики:
а) субъекты социального уровня: класс, этнос, масса, группа, индивиды;
б) институциональные субъекты: государство, политические партии, общественные организации, парламент, президент, местная администрация и т.д.;
в) функциональные субъекты: армия, религиозные организации, средства массовой информации, оппозиционные организации, малые группы, общественные движения, международные корпорации и так далее.
Некоторые политологи проводят дифференциацию субъектов политики на первичные и вторичные. И хотя не все исследователи берут на вооружение данные понятия , такая дифференциация позволяет выявить социальные корни партий, движений, политической элиты. Интересы социальных групп реализуются через вторичные субъекты, они призваны защищать и отстаивать интересы тех социальных общностей, на базе которых сформированы.
Субъекты политической деятельности могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальные субъекты политической деятельности. В России с принятием Конституции 1993 года все граждане Российской Федерации названы субъектами политической деятельности, ибо, в соответствии статьей 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане имеют право проводить собрания, митинги и демонстрации, участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
Таким образом, в настоящее время, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, все граждане включены в политическую деятельность, то есть являются субъектами политической деятельности.
Таким образом, можно рассматривать в качестве субъекта политической деятельности каждого гражданина РФ, а не только руководящие кадры, представителей политической элиты или профессиональных политиков (имея в виду занятие политикой как вид профессиональной деятельности). Субъектами политической деятельности, так или иначе вовлекаясь в нее, становятся все люди. При этом следует разделять вольное и невольное, непосредственное и опосредованное участие и, с психологической точки зрения, сознательное и неосознанное.
- Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.
- Вопрос 2.Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя.
- Вопрос 3. Методология и методика социологического исследования.
- Вопрос 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 7. Русская социологическая школа.
- Вопрос 8. Концепции общественного развития в современной социологии.
- Вопрос 9. Общество как субъект социальной жизни.
- Вопрос 10. Социальный прогресс, его критерии.
- Вопрос 11.О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума.
- Вопрос 13. Социальные конфликты и пути из разрешения.
- Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
- Вопрос 16. Социология девиантного поведения.
- Формы девиантного поведения
- Вопрос 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп.
- Вопрос 18. Тенденции развития труда в условиях нтр и изменение отношений между социальными группам.
- Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
- Вопрос 20. Социальная стратификация.
- Вопрос 21.Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития.
- Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
- 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.
- 24.Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире.
- 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития.
- 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.
- Вопрос 28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
- Вопрос 29.Современная семья: проблемы и тенденции развития.
- 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
- Вопрос 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.
- 2.1 Классификации субъектов политики
- 2.2 Развитие политической субъектности
- 2.3 Политические интересы
- 2.4 Человек как субъект политики
- 2.5 Политические организации
- 2.6 Общественные организации
- 2.7 Политическая элита и политические лидеры
- Вопрос 32. Государство :происхождение и сущность.
- Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
- Вопрос 34.Политическое сознание и политическая культура.
- Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
- Вопрос 36. Религия и свободомыслие в жизни общества.
- Вопрос 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе.
- Сферы и формы культуры
- Вопрос 38.Образование и общество.
- Вопрос 39.Социальные функции образования.
- Вопрос 40. Перспективы развития человеческого общества.
- Развитие общества
- Исторические перспективы развития общества
- Современные перспективы развития общества
- Вопрос 41. Социальные отношения в российском обществе.
- Вопрос 42. Социальные общности.
- Вопрос 43. Национально-этнические общности.
- Вопрос 44. Многонациональные общности.
- Вопрос 45.Девиантное поведение.