logo search
СОЦИОЛОГИЯ ВСЕ ОТВЕТЫ

27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.

В результате разделения понятий био­логического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер».

Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели пове­дения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщи­ной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особен­ностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положе­ние (статус) и роль в обществе и его институтах — семье, политике, эконо­мике, образовании, СМИ и др. Он выс­тупает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в соци­уме через соотношение власти и подчи­нения.

Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представи­тели того или иного пола мужчинами или женщинами.

По мере развития научных исследо­ваний стало ясно, что единственное чет­кое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заклю­чается в их роли в воспроизводстве по­томства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям меж­ду мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие раз­личия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не явля­ющимися биологическими по своей при­роде» (Э. Гидденс, 1999).

Понятие «гендерная социология» встречается в западной социологии от­носительно редко.  Чаще используются термины «гендерные отношения» и «гендерные исследования».

В современной науке широко представлен гендерный подход к анализу социальных и культур­ных явлений и процессов. Дифферен­циация понятий «пол» и «гендер» озна­чает выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов, изучение особенностей соци­альных характеристик пола и взаимодей­ствия полов между собой.

Гендерная социология — это специаль­ная социологическая теория, которая изу­чает процессы развития и социального вза­имодействия двух гендерных общностей: мужской и женской.

Изучается их взаи­модействие друг с другом в конкретных исторических, экономических, полити­ческих, социальных, духовных, правовых, информационных, культурных условиях.

Во многих социологических теориях пред­ставлен гендерный аспект: социология труда и занятости, социология детства, социология семьи и т.д.

Объектом исследования гендерной социологии выступают мужчины и женщины как две большие социально-демогра­фические общности, различающиеся социальным статусом (положением в обществе), ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Исследователей интересуют историчес­ки сложившиеся взаимоотношения муж­чин и женщин и соответствующий им образ социальной реальности.

Предметом исследования являются социальный статус мужнин и женщин в обществе и его эволюция под влиянием кон­кретных условий: исторических, полити­ческих, духовных.

Гендерное неравенство проявляется чаще всего как социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по призна­ку пола на микро- и макроуровнях.

Гендерная социология изучает зако­номерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделе­ние труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности (маскулин­ности) и женственности (фемининное -ти), их влияние на разные стороны об­щественной жизни.

В настоящее время существуют три направления в гендерной теории: тради­ционно-философское(интерпретация гендерных отношений и гендерного неравен­ства); феминизм (проблема преодоления гендерного угнетения женщин и их борь­бы за свои права); теория социального конструирования гендера, в основе которой лежит концепция исследования объек­тивной и субъективной реальности, со­гласно которой важнейшими функциями является информационная, прикладная (эмпирическая), управленческая, про­гностическая.

Сам факт существования различий в социальных ролях мужчин и женщин, их реального социального неравенства всегда в той или иной мере признава­ли социологи и стремились объяснить причины неравенства между мужчинами и женщинами с точки зрения социально-экономических, социально-психологи­ческих, социально-культурных аспектов.

Существует три основных измерения гендера: индивидуальный — через гендер­ную идентичность и гендерную социа­лизацию, структурный — как реальное положение мужчин и женщин в струк­туре социальных институтов, включая экономику, политику, религию, образо­вание, семью, медицину; исимволический, или культурный, исходя из того, что в каждой культуре в конкретное исто­рическое время включается в образы «на­стоящий мужчина» и «настоящая жен­щина» (ТА. Гурко, 1998).

Антропологи, этнографы, историки давно установили относительность пред­ставлений о типично мужском и типично женском: то, что в одном обществе счи­тается типично мужским занятием, по­ведением, чертой характера, в другом — может определяться как женское.

Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С маль­чиками и девочками родители обраща­ются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендер­ной системы: в зависимости от пола ре­бенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализа­ции семья (родители и другие родствен­ники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), куль­тура в целом (книги и средства массо­вой информации, театр, кино и пр.) вне­дряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила пове­дения и создают представления о «насто­ящем мужчине» и «настоящей женщи­не». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются куль­турными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.

Устойчивые представления о долж­ном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном скла­дываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» муж­чин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.