Тема 20. Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие, интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Эффективна только та воспитательная система, которая способствует получению устойчивого положительного воспитательного результата, то есть целостная система, основными признаками которой являются следующие:
I. Система состоит из совокупности элементов. Элемент- минимальный компонент системы. Каждый элемент выполняет только ему присущую функцию (функциональная специфичность).
II. Система состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Способ взаимосвязи элементов между собой и характер их связи составляют структуру системы. Следует различать состав и структуру. Состав - это множество, набор элементов, образующих целое, а структура - это способ упорядоченности совместного существования элементов, их совместной жизнедеятельности в рамках системы.
III. Наличие в системе определенного уровня целостности. Главной чертой целостности принято считать наличие интегративных качеств, свойств в результате взаимодействия элементов, но отсутствующих у каждого элемента в отдельности.
IV. Иерархичность системы. Иерархичность системы характеризуется вертикальным соподчинением подсистем и элементов, правом вмешательства подсистем и элементов верхнего уровня в процессы нижнего уровня, зависимость действия подсистем верхнего уровня от реализации подсистем нижнего уровня.
V. Субординационностъ связей между элементами системы означает соподчиненностъ и подчиненность элементов, где существует особое место каждого элемента.
VI. Взаимодействие системы с внешней средой. Любая социальная система создается и функционирует в обществе как его составная часть и связана с другими системами и явлениями.
VII. Целеустремленность системы. Цель выступает как фактор деятельности, определяет содержание системы и средства достижения результата, побудителем деятельности.
Главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, Е.Н. Степанов).
Воспитательная система- понятие широкое. Оно включает несколько подсистем:
Исходную концепцию (зависит от социума, от государства);
Блок воспитательных целей.
Общность людей (учителей и учеников)
Деятельность коллективов по реализации целей.
Взаимоотношения, складывающиеся между учениками и учителями.
Внешнюю и внутреннюю среду образовательного учреждения.
Особенность и неповторимость воспитательной системы зависит от концептуальных положений и идей, которые реализуются в данном образовательном учреждении; целей, определенных в соответствии с исходной концепцией, осмысленных и принятых как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Цели задают систему, определяют ее характер, особенности и содержание. Цели реализуют люди, т.е. педагоги, учащиеся. Достичь цели возможно при условии, что в данном образовательном учреждении есть единый коллектив, который является ядром воспитательной системы и основным ее элементом.
Успешность и эффективность функционирования воспитательной системы во многом зависит от отношений, которые складываются между коллективом учителей и коллективом учащихся. Педагогическому коллективу необходимо стремиться к тому, чтобы эти отношения существовали на уровне «субъект-субъектных» отношений.
Отношения развиваются и совершенствуются в совместной деятельности при условии, что эта деятельность будет увлекательной и доставлять удовлетворение как педагогам, так и учащимся.
Деятельность, составляющая в основу создания, функционирования и развития воспитательной системы, должна быть коллективно организованной и порождать коллективные отношения, не подавляя индивидуальность личности, а, наоборот, создавая условия для ее развития, самосовершенствования и самореализации.
- Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Тема 2. Естественная природа и социальная сущность человека. Процесс развития личности.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 4. Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 6. Законы, закономерности и принципы обучения.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Формы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- Тема 9. Общее понятие о системе методов. Классификации методов обучения и их характеристика.
- Тема 10. Общее понятие педагогических технологий. Характеристика основных групп педагогических технологий.
- Тема 11. Сущность и содержание процесса воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Тема 12. Цель воспитания как педагогическая проблема. Система целей воспитания.
- Тема 13. Движущие силы воспитания.
- Тема 14. Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Тема 15. Формы организации процесса воспитания, их назначение. Условия педагогического поиска форм воспитания.
- Тема 16. Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Тема 17. Принципы воспитания, их характеристика.
- Тема 18. Общие методы и приемы воспитания.
- Тема 19. Общие закономерности воспитания, их характеристика.
- Тема 20. Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- 2.2. Социальная педагогика
- Тема 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- Тема 2. История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- Тема 3. Социальная педагогика в России: исторический опыт.
- Тема 4. Основные направления и формы социально-педагогической практики в современных условиях.
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 6. Основные направления, формы и методы профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.
- Тема 7. Основные проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Тема 8. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность, факторы и механизмы социализации.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 10. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы.
- Тема 11. Теоретические основы, проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности. Основы социальной работы
- Тема 1. Феноменология понятия «социальная работа». Понятийное пространство, объект, субъект социальной работы.
- Тема 2. Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Тема 3. Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Тема 4. Этический и профессиональный кодекс социального работника
- Тема 5. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Тема 6. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Тема 7. Типы теорий и моделей социальной работы.
- Тема 8. Понятие «метод» в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач.
- Тема 9. Классификация методов в зависимости от количества клиентов.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 11. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика, адаптация).
- Тема 12. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (коррекция и терапия, реабилитация).
- Тема 13. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 16. Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Тема 17. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Тема 18. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Тема 19. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Тема 20. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Тема 21. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Тема 22. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства. Мтрсп
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.